НОВОСТИ ШОУ-БИЗНЕСА

 
Назад
Домашняя
Вверх
Далее
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                 
   
НЬЮМЕН ПОЛ
Пол Ньюмен родился 26 января 1925 года в Кливленде в семье торговца спортивными
товарами Артура Ньюмена. «В детстве я не очень-то хорошо учился, — вспоминает
актер. — Со спортом тоже не получалось, а я жаждал побеждать. Я никогда не был
большим говоруном...»
В 1944 году из Кенванского колледжа Ньюмен ушел добровольцем в морскую пехоту.
Отслужив два года радистом, он вернулся в колледж. Вечерами Ньюмен играл в
студенческом театре. Красивый, атлетически сложенный, с яркими синими глазами и
обезоруживающей улыбкой, он быстро добился успеха на студенческой сцене. Пол
решил попытать счастья на профессиональных подмостках и поступил в труппу
городка Вудсток, где за год сыграл в шестнадцати пьесах. Тогда же Ньюмен
познакомился с молодой актрисой, ставшей его женой и подарившей ему сына и двух
дочерей.
После смерти отца Пол вынужден был вернуться в Кливленд, чтобы вести семейный
бизнес. Но это занятие было ему не по душе. Промучившись год, Ньюмен уехал
учиться в Йельскую драматическую студию. В 1952 году его заметил один из нью-
йоркских театральных агентов.
В Нью-Йорке молодая семья жила скромно. У Пола был единственный приличный
костюм, в котором он с раннего утра обходил театральные агентства в поисках
работы, а по вечерам торговал энциклопедиями. Через месяц ему удалось
пристроиться на телевидение — в крошечных ролях без текста. Почувствовав, что
ему не хватает школы, Ньюмен поступает в знаменитую Актерскую студию, где
преподавали Ли Страсберг и Элиа Казан, приверженцы системы Станиславского. «Пока
я не приехал в Нью-Йорк, — вспоминает Пол, — я и понятия не имел о том, что же
такое актерская игра. Абсолютно. Ни малейшего. И мне очень, очень повезло».
Вскоре один из лучших американских театров «Гилд» пригласил его в спектакль
«Пикник» по пьесе У. Инджа. Правда, роль Ньюмену досталась не главная, но
критика назвала его исполнение «превосходным», а компания «Уорнер Бра-зерс»
предложила ему долгосрочный контракт.
В театре «Гилд» Ньюмен познакомился с актрисой Джоанной Вудворд. Она разделила с
ним все профессиональные радости и заботы. Любовь их была трудной, только через
пять лет Пол смог жениться на Джоанне...
Ньюмен дебютировал в кино в историческом фильме «Серебряная чаша» (1954). Он
появился в роли древнегреческого скульптора, обманом проданного в рабство
римлянам. Критика не пощадила ни картину, ни актера. Сам Ньюмен после просмотра
ленты «был охвачен ужасом, травмирован».
Когда Пол вернулся в Нью-Йорк, режиссер Артур Пени предложил ему роль старого,
изувеченного, доведенного жизнью до безумия боксера Эда из рассказа Э. Хемингуэя
«Чемпион». Задача была тем более трудной, что актеру предстояло играть человека
в возрастном диапазоне от двадцати до пятидесяти с лишним
лет. Пол блистательно справился с ролью, и теперь уже Р. Уайз пригласил его в
свой фильм «Кому-то там наверху я нравлюсь» (1956). Это была экранизация
биографии чемпиона по боксу Роки Грациано.
Ньюмен провел немало времени в обществе прославленного спортсмена, сам начал
заниматься боксом. Ему удалось разглядеть в своем грубоватом герое человечность,
даже проблески нежности в отношениях с женой. Реализм игры Ньюмена критика
связывала с принципами Актерской студии Страсберга.
Много лет спустя он вспоминал: «Меня приглашали в фильмы, которые явно обещали
большой кассовый успех, — костюмно-исторические, приключенческие, картины с
насилием и сексом. Много раз мой менеджер уходил похныкать в ванную, потому что
я отказывался от больших заработков, предпочитая сыграть в спектакле Актерской
студии или вовсе не работать».
В 1957 году Ньюмена «арендовала» компания «XX век — Фокс» для участия в фильме
«Долгое жаркое лето» (1958) по мотивам рассказов У. Фолкнера. Это бьша первая
совместная работа Ньюмена с Джоанной Вудворд, незадолго до этого ставшей его
женой. Картину ставил режиссер Мартин Ритт. Пол высоко ценил его за «чудесное
чувство уверенности и душевного комфорта». За роль в этом фильме Ньюмен получил
премию Каннского кинофестиваля.
Тем временем компания «Уорнер Бразерс» пригласила из Нью-Йорка режиссера А.
Пенна. В его вестерне «Револьвер в левой руке» Ньюмен получил главную роль
знаменитого бандита с Дикого Запада, по прозвищу Билли-Малыш. Фильм в прокате
потерпел такой провал, что Пени на время оставил кино.
Но уже следующая картина — экранизация пьесы Т. Уильямса «Кошка на раскаленной
крыше» — принесла Ньюмену первое выдвижение на премию «Оскар».
К этому времени Ньюмена всерьез стал тяготить контракт с «Уорнер Бразерс».
Весной 1959 года он вернулся в Нью-Йорк. Здесь его ждала настоящая работа: Элиа
Казан ставил «Сладкоголосую птицу юности» Т. Уильямса. В этом спектакле Ньюмен
336 раз играл роль Чэнса — с наслаждением и с огромным успехом. А летом за
огромную сумму, поглотившую все его сбережения, он выкупил у компании «Уорнер
Бразерс» свой контракт.
Через два года Ньюмен встретился с одаренным сценаристом и режиссером Робертом
Россеном. В его фильме «Ловкач» (1961) Пол создал образ профессионального
биллиардиста Эдди. Картина претендовала на девять премий «Оскар», но получили ее
только оператор и художник.
После «Ловкача» за Ньюменом окончательно утвердилась репутация не только
кассовой звезды, секрет притягательности которой в магнетизме личного обаяния,
но и серьезного художника. Темп его работы в кино стал еще более напряженным.
Ньюмен пробовал себя в самых разных жанрах. Он снялся в «Сладкоголосой птице
юности» (1962), комедии «Любовь по-новому» (1963), в экранизации романа «Премия»
(1963), в «Разорванном занавесе» у А. Хичкока (1966), в историко-приключенческом
фильме «Леди Л.» (1965). В детективе «Харпер» (1966) Пол настолько убедительно
сыграл главную роль отважного сыщика, что заслужил сравнение с прославленным
мастером этого жанра Хэмфри Богартом.
В 1961 году Ньюмен заключил на два года контракт со студией «Парамаунт». Три
предложенных им сценария были отвергнуты компанией как «слишком спорные». В
качестве четвертого проекта Ньюмен и режиссер М. Ритт предложили экранизацию
романа Л. Мак-Мертри «Проезжай, всадник». Так появился фильм «Хад» (1963),
названный по имени главного героя. Роль Хада Бэннона — одна из лучших в
биографии Ньюмена.
Эта картина о непростых отношениях старого техасского ковбоя Бэннона с сыном
Хадом и шестнадцатилетним внуком Лоном. В беседе с английским критиком Г. Гоу
Ньюмен говорил: «По-моему, фильм не поняли до конца. Особенно молодежь. Они
превознесли этого персонажа, а ведь для нас главным было показать человека со
всеми внешними достоинствами, которые так ценятся в США — привлекательной
наружностью, успехом у женщин, умением пить, — и при этом с трагическим пороком.
Ему плевать на все, кроме себя самого. Это в какой-то степени перекликается с
мыслями Теннесси Уильямса о том, что американцы делают главную ставку на внешнюю
красоту. Быть обаятельным — то же самое, что иметь дорогую машину и другие
символы социального престижа».
За роль Хада Ньюмен был в третий раз выдвинут на премию «Оскар» — ив третий раз
ее не получил. По мнению Джоанны Вудворд, определенным кругам пришлась не по
нраву общественная деятельность ее мужа: в 1963 году он принял участие в походе
на Вашингтон в защиту гражданских прав негров, а потом, вместе с Марлоном
Брандо, в антирасистском митинге в штате Алабама, который проводил Мартин Лютер
Кинг.
В Коннектикуте чета Ньюменов приобрела просторный дом. Здесь всегда было весело:
приезжали погостить сын и две дочери Ньюмена от первого брака; да и у Пола с
Джоанной подрастали три дочки...
Значительной стала шестая совместная работа Ньюмена и режиссера Рит-та— вестерн,
названный по-испански «Hombre» (1967). Человек по прозвищу Hombre и по имени
Джон Рассел прожил среди племени апачей много лет. Он противостоит разбойникам и
расправляется с ними, жертвуя собственной жизнью. Рассел в исполнении Ньюмена —
это сдержанность, гордость и достоинство.
В фильме «Люк холодная рука» он играл неудачника Люка, попавшего в тюрьму. Эта
роль потребовала от актера и душевного, и немалого физического напряжения.
Длинные проходы в кандалах, работа под солнцем на строительстве дороги отнимали
много сил. За эту роль Ньюмен в четвертый раз был выдвинут на «Оскара».
Результат был тот же, что и прежде.
В 1967 году Вудворд прочла роман писательницы М. Лоуренс «Шутка Бога» и
предложила известному сценаристу С. Стерну, другу семьи Ньюменов, переработать
его для кино. Однако все студии отвергли сценарий. И тогда Ньюмен решил ставить
картину сам. Небольшой опыт режиссуры у него имелся: в 1958 году он выпустил
тридцатиминутную картину по монологу А. Чехова «О вреде табака». «В режиссуре, —
говорил он, — важны прежде всего активные глаголы. Нельзя сыграть глагол
«любить» — это абстракция, но можно сыграть глагол «слушать».
Картина «Рейчел, Рейчел» бьша удостоена нескольких значительных премий. Лучшим
режиссером и лучшей актрисой года назвали Ньюмена и Вудворд нью-йоркские
кинокритики. Национальный просмотровый совет включил «Рейчел, Рейчел» в десятку
лучших картин года. Голливудская ассоциация зарубежной кинопрессы присудила
«Золотой Глобус» режиссеру Ньюмену и актрисе Вудворд.
Летом 1969 года вместе с двумя другими звездами — Барброй Стрейзанд и Сидни
Пуатье, Ньюмен образовал кинокомпанию «Ферст артисте» для производства и проката
фильмов со своим участием. Первая их картина — «Выигрыш» (1969) — мелодрама о
потерянной и вновь обретенной любви. Ньюмен в роли автогонщика отказался от
дублера и сам сидел за рулем машины, мчащейся
со скоростью 200 километров в час. Автоспорт — его вторая страсть. Дважды Пол
завоевывал звание чемпиона страны, а в 1977 году, в возрасте пятидесяти двух
лет, принял участие в круглосуточной гонке на выносливость и пришел пятым...
В вестерне «Буч Кэссиди и Санденс Кид» (1969) Джорджа Роя Хилла партнером
Ньюмена стал малоизвестный Роберт Редфорд. Фильм имел огромный зрительский
успех, а Ньюмен возглавил список самых кассовых актеров.
Четыре года спустя звездный дуэт появился в картине «Афера» (1973).
В 1972 году Пол Ньюмен вновь выступил в качестве режиссера. На этот раз он
поставил фильм «Влияние гамма-лучей на лунные маргаритки» по одноименной пьесе
П. Зиндела. На фестивале в Каннах Джоанна Вудворд получила премию за лучшую
женскую роль, а Национальный просмотровый совет США снова включил фильм, как до
этого «Рейчел, Рейчел», в число лучших картин года.
В течение следующих четырех лет Ньюмен постоянно находился в десятке самых
кассовых американских актеров. Один за другим выходили фильмы в разных жанрах,
триллер «Человек в макинтоше», комедия «Афера», детектив «Бассейн для
утопленника», фильм-катастрофа «Ад в поднебесье». За последний Ньюмен получил
рекордный гонорар.
«...В США публика сразу же находит для исполнителя его «нишу» в жизненном
пространстве и засовывает его туда, — замечает Ньюмен. — Если я надену черный
парик и приделаю смешной нос, не исключено, что никто не захочет на меня
смотреть. Американцы предпочитают получать товар в привычной упаковке, а если
она отсутствует, они могут товар и не взять. Думаю, что на моей могиле могла бы
быть такая эпитафия: «Здесь покоится Пол Ньюмен, умерший в нищете, потому что
его глаза вдруг стали карими».
И только встреча с одним из лучших американских режиссеров Робертом Олтменом в
фильме «Баффало Билл и индейцы, или Урок истории, данный Сидящим Быком» (1976)
позволила ему вновь заняться настоящим искусством. Баффало Билл был одной из
примечательных фигур эпохи освоения Дикого Запада. Актер сыграл его тонко,
точно, с безукоризненным чувством юмора.
Ньюмен поддерживал прекрасную физическую форму: он занимался автоспортом,
купался зимой в проруби, ежедневно погружал по утрам голову в ведро с холодной
водой. Ему было за пятьдесят, когда он сыграл ветерана-хоккеиста в картине
«Бросок» (1977)
В 1979 году Р. Олтмен пригласил его на главную роль в фильме «Квинтет». На
съемочной площадке дружно работали знаменитости: итальянец В. Гассман, испанец
Ф. Рей, шведка Б. Андерсон, француженка Б. Фоссе. «Самое замечательное в Олтмене
то, что на площадке никто не проявляет эгоизма, — говорит Ньюмен. — Эгоисты
чувствуют себя очень неуверенно в работе с Олтменом, и это чудесно — можно
свободно экспериментировать и углубляться в роль, зная, что эта привилегия
предоставлена и всем остальным».
Мрачная антиутопия Олтмена у Ньюмена вызывала ассоциации с катастрофическим
будущим, которое может ожидать человечество в результате ядерной войны. Эти
проблемы волновали актера. В 1978 году Пол был делегатом на специальной сессии
ООН по разоружению.
Снявшись у Д. Петри в «Форт Апаче, Бронкс» (1980), Ньюмен сыграл затем в фильме
С. Поллака «Без злого умысла» (1981). За роль виноторговца Галлахера,
необоснованно обвиненного в убийстве профсоюзного лидера, он в очередной раз был
выдвинут на премию «Оскар».

В 1982 году Ньюмен снимается в картине «Вердикт» (режиссер С. Люмет). Цьюмен в
шестой раз претендует на «Оскара» и опять его не получает.
И только в 1985 году, когда актеру исполнилось шестьдесят лет, киноакаде-мця США
отметила его премией за вклад в американское киноискусство. А год спустя он все
же получил «Оскара» за роль в фильме «Цвет денег» (1986) Мартина Скорсезе.
Появление имени Пола Ньюмена в титрах картины обеспечивало кассовый успех.
Голливудские продюсеры прдлагали ему 7 миллионов долларов за фильм. Генерал
Гроувз в «Толстяке и Малыше»; эксцентричный губернатор Эйр Лэнг в «Блейз»,
адвокат в «Мистере и миссис Бридж» — все эти роли с блеском сыграны ветераном
американского кино.
Фильм Деймса Айвори «Мистер и миссис Бридж» (1990)— своеобразное жизнеописание
процветающего семейства. Отдельные моменты этой ленты напоминают страницы жизни
исполнителей главных ролей — Пола Ньюмена и Джоанн Вудворд. Более чем за
тридцать лет совместной жизни у них было немало проблем, но любовь и уважение
никогда не покидали их.
«Для существ, у которых практически нет ничего общего, наш брак поразительно
прочен», — шутит Пол Ньюмен. В картине «Мистер и миссис Бридж» они вместе
снимались в четырнадцатый раз (и в четвертый как муж и жена по роли). «Обычно я
ненавижу свои фильмы, но этот я смотрел много раз, и он мне нравится».
На экране Ньюмен появляется все реже. В 1994 году зрители могли видеть его в
фильме «Себе на уме» Роберта Бентона. «Во всем мире теперь трудно найти по-
настоящему интересные роли, — объясняет актер. — Когда я начинал в пятидесятых
годах, то двадцать процентов времени проводил за чтением сценариев, а
восемьдесят — за чтением литературы. Может, кому-то другому теперь таскают
хорошие сценарии!.. Кино сегодня обречено на производство дорогих картин с
нижайшим общим знаменателем. Да, актерство начинает мне надоедать. Я, кажется,
исчерпался».
О Поле Ньюмене говорят, что он серьезен, полон фантазии, замкнут в себе,
невозмутим и вызывает раздражение. В 1995 году он был занесен в книгу рекордов
Гиннеса как старейший автогонщик, когда-либо участвовавший в национальном
чемпионате. В свои 70 лет актер не менее уверенно чувствовал себя и за штурвалом
собственного самолета.
После того как его сын скончался от наркотиков, Ньюмен образовал специальный
фонд борьбы с наркоманией. В этот фонд он перечислял доходы с предприятия,
производящего продукты питания, на которых стоит имя Пола Ньюмена... Это
миллионы долларов.
Однажды Ньюмен сказал: «Я хочу, чтобы меня помнили как человека, который
старался — старался быть частицей своего времени, старался помочь людям наладить
общение друг с другом, старался быть порядочным в своей жизни, старался расти
как человек. Надо всегда стараться — это главное».
В 2001 году британские поклонники кино назвали Пола Ньюмена лучшим актером за
всю историю существования этого вида искусства. Таковы итоги опроса,
проведенного журналом «Радио тайме».
 

 

 

 

 

 

 

 

 

    © 2008
     
Hosted by uCoz