НОВОСТИ ШОУ-БИЗНЕСА

 
Назад
Домашняя
Вверх
Далее
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                 
   
ДИТРИХ МАРЛЕН
(1901—1992)
Американская актриса немецкого происхождения. Снималась в фильмах: «Голубой
ангел», «Марокко», «Дьявол — это женщина», «Дестри снова в седле», «Свидетель
обвинения», «Нюрнбергский процесс» и др. Выступала также на эстраде.
Марлен Дитрих родилась 27 декабря 1901 года в пригороде Берлина Шене-берг. Ее
отец, Луи Эрих Отто Дитрих, после службы в полку уланов числился лейтенантом в
полиции. Мать, Вильгель-мина Элизабет Жозефина, происходила из купеческой среды.
Дети, кухня, церковь — в этом она видела свое предназначение.
Весной 1907 года Марлен пошла в школу Аугусты Виктории. К этому времени отца в
семье уже не было.
Больше всего девочка любила музыку. Дитрих играла на лютне, скрипке, фортепиано,
пела народные песни. Она также училась танцевать, посещала кино (ей нравилась
немецкая кинозвезда Хенни Портен) и театр (ее восхищала Элеонора Дузе).
В неполные восемнадцать лет Марлен переехала в Веймар, где училась в Высшей
музыкальной школе и брала частные уроки игры на скрипке.
Через два года Дитрих вернулась в Берлин. Она выступала в оркестре, затем
танцевала в кордебалете, гастролировала
в составе труппы Тильшера по провинциальным городам, участвовала в ревю Рудольфа
Нельсона. И продолжала брать уроки вокала у замечательного педагога доктора
Оскара Даниеля. Наконец, Марлен решила попробовать свои силы в театре и кино.
Дитрих удалось стать ученицей Бертольда Хельда, главного администратора школы
великого режиссера Рейнхардта. Она занималась английской и шведской гимнастикой,
ритмикой, фехтованием и ораторским искусством. Ее сценический дебют состоялся 7
сентября 1922 года в небольшом зале «Каммершпиле». Дитрих играла роль Людмилы
Штайнхерц в пьесе Ведекинда «Ящик Пандор-ры». Через две недели она появилась в
«Укрощении строптивой». За шесть месяцев Марлен сыграла семь ролей в пяти
пьесах, всего в 92 спектаклях.
Дитрих делает первые шаги в кино. Съемки в фильме «Трагедия любви» у Джо Мая,
ознаменовались знакомством с Рудольфом Зибером, молодым ассистентом режиссера.
Блондин с карими глазами, он был очарователен, ярок и тщеславен. Марлен ценила в
нем уравновешенность и надежность. 17 мая 1923 года состоялась свадьба. Зибер
остался единственным мужем Дитрих, хотя у Руди была продолжительная связь с
танцовщицей Тамарой Матуль, а у нее — множество любовников.
13 декабря 1924 года на свет появилась Марлен Элизабет Зибер. После рождения
дочери Дитрих продолжает выступать в спектаклях и сниматься в эпизодических
ролях в кино, которые подыскивал для нее Руди.
В 1928 году в Берлине гремело ревю «Это носится в воздухе» в постановке Роберта
Кляйна. Марлен принимала участие в девяти главнейших сценах спектакля и с Марго
Лион пела знаменитый берлинский хит «Моя лучшая подружка» — веселый лесбийский
дуэт. Песенка была записана на пластинку, а Дитрих стала звездой сцены. Ее ножки
были признаны самыми красивыми в Берлине. И даже прошел слух, что они
застрахованы на миллион марок.
В пьесе Дж. Б. Шоу «Мезальянс» Марлен играла роль Ипатии, дочь фабриканта
Тарлтона. Актриса Лили Дарвас, также занятая в этом спектакле, вспоминала:
«Марлен обладала очень редким даром, даром стоять на сцене неподвижно и в то же
время привлекать к себе напряженное внимание зрителей... Марлен садилась на пол
и закуривала сигарету — и зрители мгновенно забывали, что в спектакле
участвовали другие актеры. Ее поза была столь естественна, ее голос звучал столь
музыкально, ее жесты были столь выразительны и точны, что она околдовывала
зрителей так, будто она сошла с полотна Модильяни... Она обладала самым главным
качеством звезды: она могла стать великой, ничего особенного не делая».
Подписав трехлетний контракт с Робертом Кляйном, Дитрих приступила к репетициям
спектакля «Два галстука бабочкой». На одном из представлений в зале оказался
гость из Голливуда — режиссер Джозеф фон Штернберг.
На следующий день он отправился в офис киностудии «УФА» и попросил, чтобы к нему
пригласили актрису, которая играла небольшую роль в спектакле. Это была Дитрих.
Его просьба была выполнена. Режиссер потребовал проведения пробной съемки, после
которых с Марлен был подписан контракт.
Фильм назывался «Голубой ангел» Лола-Лола в исполнении Дитрих —дерзка,
соблазнительна и совсем не сентиментальна. Штернберг увлекся индивидуальной
подготовкой актрисы, об их романе быстро стало известно всей группе. Режиссер не
уложился ни в сроки, ни в смету. Музыкальные номера Штернберг снимал просто:
включал камеры и просил Марлен показать все, на что она способна. Дитрих знала,
как использовать свой голос и тело для соблазнения и возбуждения. Все ее
песенные номера были предельно сексуальны.

Руководство УФА, просмотрев фильм, пришло в ужас и не стало продлевать контракт
с актрисой, о чем вскоре горько пожалело Премьера «Голубого ангела» состоялась 1
апреля 1930 года в Берлине и превратилась в настоящий триумф Марлен Дитрих.
Газета «Берлинер цайтунг» заявила, что «Голубой ангел» — «первое настоящее
произведение искусства в звуковом кино».
На следующий день после премьеры Дитрих отбыла в США. К этому времени она уже
подписала контракт с компанией «Парамаунт», по которому ее единственным
режиссером стал фон Штернберг.
Английский вариант «Голубого ангела» студия «Парамаунт» попридержала — Марлен
хотели подать в роли роковой женщины, а не разбитной и задорной Лолы. Мировой
звездой ее сделал первый голливудский фильм «Марокко», в котором участвовали
кинозвезды Гари Купер и Адольф Менжу
Марлен играла роль певички из кабаре, проститутки, наркоманки Ами Жоли. В финале
картины она оставляет пожилого художника-миллионера и, сбросив туфли, идет
босиком по пустыне вдогонку за своим возлюбленным-легионером — Гари Купером.
Героиня Дитрих отказывается от богатства ради любви.
«Марокко» побило все рекорды кассовых сборов, собрав немыслимый урожай хвалебных
рецензий. Авторитетная Луэлла Парсонс отмечала: «В ней [Дитрих] есть
самообладание, спокойствие и изящество, которые не могут не вызывать
восхищения».
После триумфа «Марокко» компания «Парамаунт» устроила премьеру английской версии
«Голубого ангела», а Штернберг за короткое время снял три фильма с участием
Марлен: «Обесчещенная» (1931), «Шанхайский экспресс» (1932), «Белокурая Венера»
(1932). Последняя картина потерпела фиаско, что заставило «Парамаунт» заняться
поисками нового режиссера для Дитрих. Им стал Рубен Мамулян. В его «Песнь
песней» (1933) по роману Зудермана Марлен снова играла роль проститутки.
Тем временем Штернберг возвращается на студию. В фильме «Красная императрица»
(1934) Дитрих создает образ Екатерины Великой. Самый впечатляющий эпизод картины
— сцена венчания. Она длится пять минут без единого слова, звучит только музыка.
Ранней весной 1934 года Марлен побывала в Берлине, где у нее остались мать и
сестра. На обратном пути актриса познакомилась с Эрнестом Хемингуэем, ставшим
одним из лучших ее друзей. Позже она даже выступит свахой в его браке с
журналисткой Мэри Уэлш, известной как Мэри Хемингуэй. Сам писатель говорил.
«Если бы у нее не было ничего другого, кроме голоса, все равно одним этим она
могла бы разбивать ваши сердца Но она обладает еще таким прекрасным телом и
таким бесконечным очарованием лица . »
Между тем Штернберг объявил, что будет снимать свой последний фильм с участием
Марлен. По утверждению людей, близко знавших творческую пару Штернберг — Дитрих,
фильм «Дьявол — это женщина» (1935) по роману Луиса «Женщина и марионетка» имел
ярко выраженный личностный характер. Борьба гордой Кончиты с доном Паскалем
запечатлела сложные отношения любви-ненависти, существовавшие между режиссером и
актрисой. Эту картину Дитрих считала своей лучшей работой в кино.
Первый фильм Марлен после ее разрыва со Штернбергом назывался «Желание» (1935).
Снимал его режиссер Френк Борзедж. По мнению «Тайме», получилась «романтическая
комедия, полная доброты, ловкости и очарования. И Марлен Дитрих сыграла в ней
свою лучшую роль...»

В 1936 году актриса ушла из «Парамаунта». Узнав об этом, известный продюсер
Селзник предложил ей «баснословный гонорар», который, по его словам, он никогда
никому бы не заплатил, — 200 тысяч долларов. И хотя сценарий фильма «Сад Аллаха»
Дитрих решительно не нравился, она профессионально отработала свой контракт.
После чего уехала в Европу, где ее уже поджидал другой продюсер — Корда — с
самым крупным гонораром за всю ее жизнь — 450 тысяч долларов (7—8 миллионов по
нынешнему курсу). Дитрих снялась в увлекательной романтической ленте по роману
Хилтона «Рыцарь без лат». Правда, получить весь гонорар ей так и не удалось.
Марлен была любимейшей актрисой Гитлера. В конца 1936 года она получает
приглашение от нацистов вернуться на родину. Но Дитрих ответила категорическим
отказом, и с тех пор ее фильмы в фашистской Германии были запрещены. 6 марта
1937 года она приняла американское гражданство.
Руководство «Парамаунта» делает ей предложение, от которого невозможно
отказаться, — 250 тысяч долларов за фильм плюс премиальные. Она снимается в
«Ангеле» у Любича. Картина с участием королевы экрана приносит столь мизерные
сборы, что «самая высокооплачиваемая женщина в мире» оказывается не у дел.
Один из ее друзей, английский драматург и писатель Ноэль Коуард, как-то
посетовал. «Она могла бы стать величайшей женщиной нашего века, но —увы! —
интеллект не украшает женщин!» Умная и образованная, много читавшая старых и
современных авторов, знающая наизусть стихи Рильке, обожавшая Джеймса Джойса,
Марлен шокировала американских пуритан своим вызывающим, с их точки зрения,
поведением. Она постоянно курила, появлялась в обществе в мужском костюме, как
перчатки меняла любовников...
Дитрих отправляется в Париж, где проводит время в обществе писателя Ремарка.
Марлен уговаривает его поехать в США.
В Америке Ремарк был в безопасности, но тоска по родине, страх за близких,
оставшихся в Германии, не давали ему покоя. Своим непростым отношениям с Марлен
писатель посвятил роман «Триумфальная арка», в котором она выведена в образе
мятущейся актрисы Жоан Маду. В 1948 году на экран вышла голливудская экранизация
«Триумфальной арки». К тому времени Ремарк и Дитрих уже расстались.
Марлен не снималась в течение двух лет, и многие посчитали, что ее карьера
близка к закату. Она опровергла эти досужие домыслы, появившись в вестерне
«Дестри снова в седле» (1939) в роли певички Френчи. Критики снова стали
превозносить ее как «одну из величайших кинозвезд всех времен».
Продюсер Пастернак сделал еще несколько картин с участием Марлен: «Семь
грешников», «Нью-Орлеанский огонек» (1941), «Золотоискатели» (1942), «Питтс-
бург» (1942)... Эти фильмы принесли «Юниверсал» хорошую прибыль
Осенью 1941 года в Нью-Йорке объявился сбежавший из Франции знаменитый актер Жан
Габен. Они познакомились еще до войны. Марлен нравились не только его фильмы
«Габен был совершенный человек, — писала она в мемуарах, — сегодня мы сказали бы
— «супермен», человек, которому все уступали Он был идеалом многих женщин.
Ничего фальшивого — все в нем было ясно и просто». С Габеном Марлен пережила
самый продолжительный роман своей жизни.
Когда США вступили в войну, Дитрих продавала облигации военного займа,
рекламируя их по радио и на встречах со зрителями. Наиболее крупная ее работа в
кино военного времени — цветная версия фантазии о Хафизе «Кис-
мет»— появилась на экранах страны в 1944 году. Ее роль была в украшении гарема,
в томном пении нескольких «восточных мелодий» и демонстрации хорошеньких ножек.
Зимой 1944 года Дитрих в составе труппы фронтовых артистов вылетела в Европу.
Артисты побывали практически на всех фронтах, где сражались американцы.
«Среди нас были комедийные актеры и аккордеонист, я пела и беседовала со всеми;
мы вносили разнообразие в суровую жизнь фронтовиков, которые в моих глазах были
величайшими героями, ведь они защищали не свою страну и не свою территорию.
Чтобы в таких условиях смотреть смерти в глаза — для этого требовалось двойное,
даже тройное мужество. Единственная опасность, которая грозила нам, гражданским
лицам, это плен. О бомбах и стрельбе мы легко забывали». Во время войны ходил
анекдот. Марлен спрашивают: «Правда ли, что на войне у вас был роман с
Эйзенхауэром?» «Что вы! — отвечает Марлен. — Генерал никогда так близко не
подходил к передовой».
Дитрих с беспокойством думала о судьбе родных, оставшихся в Германии. Она
получила сообщение, что ее старшая сестра Элизабет находится в концентрационном
лагере Берген-Белзен. Марлен нашла ее среди узников, а в сентябре 1945 года
Марлен встретилась с матерью. Но через два месяца в возрасте 63 лет Вильгельмина
Элизабет Жозефина скончалась. «Похоронив мать, я похоронила свою последнюю связь
с домом», — напишет актриса в мемуарах.
Кочевая жизнь в составе фронтовой бригады оказалась самым дорогим воспоминанием
ее жизни. Она получила американскую «Медаль Свободы» и французский орден
«Почетного легиона».
После войны Марлен Дитрих отправилась во Францию, где вместе с Жаном Габеном
снялась в фильме «Мартен Руманьяк» (1946). Она играла роль прекрасной женщины,
ставшей объектом острого соперничества двух мужчин и гибнущей от руки одного из
них. Французский язык давался актрисе с трудом. Габен помогал ей добиться
правильного произношения. Увы, фильм в прокате провалился.
С грустью она покидала Жана Габена и Париж — город, в котором жили ее друзья,
составлявшие цвет и гордость французского искусства: Эдит Пиаф, Же-рар Филип,
Жак Превер, Жан Кокто, Жан Маре, Марсель Карне.
Ее ждал Голливуд. Романтическую шпионскую картину «Золотые серьги» (1947)
поставил Митчелл Лейзен. Хотя роль венгерской цыганки, как и сам фильм, нельзя
отнести к ее большим творческим достижениям, возвращение в кино состоялось. Эта
«гремучая смесь драмы и комедии» собирала полные залы.
Все чаще Марлен преследует мысль переселиться в Европу, тем более что Габен
мечтал о семье, детях. Но она не захотела терять свободу, хотя до конца жизни
любила французского актера. После его смерти в 1976 году Дитрих заявила
газетчикам: «Похоронив Габена, я овдовела во второй раз». Рудольф Зибер
скончался несколькими месяцами раньше...
Из всех мужчин, в которых она была влюблена (кроме Штернберга, Ремарка и Габена,
называют имена Вилли Форста, Дугласа Фэрбенкса-младшего, Джеймса Стюарта, Майка
Тодда, Джона Гилберта, Джона Уэйна, Юла Бриннера, Берта Бакарака и других), по
утверждению ее приятеля Вальтера Райша, она по-настоящему любила только троих:
Идо Сима, музыканта, научившего ее играть на музыкальной пиле; Брайена Аэрна,
который, не став «звездой», приобрел некоторую известность в тридцатые годы, и
Майкла Уайддинга, британского актера тридцатых — сороковых годов. Чарлз Хайэм,
который ссылается на эти
слова Райша в биографии Марлен, считает, что на жизнь Марлен Дитрих оказали
действительное влияние только два человека — Ремарк и Габен. С этим трудно не
согласиться.
В 1948 году Билли Уайлдер закончил картину «Зарубежный роман». Обозреватель
«Тайме» Босли Кроутер писал: «Самая очаровательная роль в картине принадлежит
именно Марлен Дитрих, которая играет певичку из немецкого ночного клуба,
колдунью, чародейку». В этом музыкальном фильме Дитрих исполняла хиты «Иллюзия»,
«Черный рынок», «Руины Берлина».
В картине Хичкока «Страх сцены» (1950) она появилась в образе дивы по имени
Шарлотта Инвуд. Нью-йоркская газета «Санди миррор» отмечала, что «неизменно
блистательная мисс Дитрих, как всегда, захватила себе все лавры». В то же время
вестерн режиссера Фрица Ланга «Ранчо, пользующееся дурной славой» (1952) Дитрих
считала худшим фильмом в своей биографии, а режиссера называла «садистом».
Летом 1953 года к ней обратился Вилли Миллер с предложением дать концерты в лас-
вегасском отеле «Сахара». Выступление 52-летней певицы, состоявшееся 25 декабря
1953 года, произвело сенсацию. Она сразу получила контракты с лондонским «Кафе
де Пари» и кабаре в Монте-Карло.
Дитрих вернулась к увлечению молодости — к пению на эстраде. Марлен пела в
забытой манере берлинских кабаре тридцатых годов. Она словно перечитывала старые
письма или перелистывала старый альбом.
На эстраде Дитрих обрела творческую самостоятельность, о которой страстно
мечтала на протяжении долгой актерской карьеры. Основу репертуара актрисы
составили песни, которые она пела в фильмах «Голубой ангел», «Марокко», «Дьявол
— это женщина», «Дестри снова в седле», «Зарубежный роман», правда, в
современной аранжировке. Она объехала со своим шоу все континенты, и везде ей
сопутствовал громкий успех.
«Мое «Шоу одной женщины» требовало больших трудов, — говорила в одном из
интервью Марлен Дитрих. — Разучивание текста, репетиции, прогоны, премьеры, а
кроме того, многочисленные примерки моих драгоценных костюмов, поездки по всему
миру на самолетах по всему миру. И никогда нельзя показывать, что ты устала,
всегда приходится сохранять хорошее настроение, причем не только перед
собственной труппой, но и перед незнакомыми людьми, для этого требуется жесткая
дисциплина и мужество. Я исколесила Северную и Южную Америку, Англию и всю
Европу, побывала в Японии и России. Для этой профессии самые важные качества —
энергичность и здоровье, а главное — терпение. Сниматься в кино, по сравнению с
этим, — детская забава».
Но уход на эстраду не означал полного разрыва с кинематографом. Ее роли в
фильмах «Свидетель обвинения» (1958) и «Нюрнбергский процесс» (1960)
свидетельствовали о силе и глубине ее актерского дарования.
В «Свидетеле обвинения» (режиссер Уайлдер) Дитрих продемонстрировала чудеса
перевоплощения. Муж ее героини Кристины обвиняется в убийстве, и, чтобы помочь
ему, она превращается в другую женщину, свидетельницу обвинения. И когда она
предстает на экране в обличий «кокни», трудно распознать в этой брюзжащей
представительнице лондонского дна изящную и надменную жену обвиняемого.
Столь же убедительной получилась роль фрау Бертхольд в фильме «Нюрнбергский
процесс» (режиссер Крамер). Ее партнером был Спенсер Трейси, к которому Марлен
всегда питала огромное уважение. Это чувство было взаимным. Они составили
великолепный дуэт.
Дитрих была создана для любви. Не изменила она себе и в последний период жизни.
Несмотря на большую, около 30 лет, разницу в возрасте, она добилась взаимности
от пианиста и композитора Берта Бакарака. Около десяти лет они гастролировали
вместе, пока Берт не женился на актрисе Энджи Дикенсон. Марлен впала в
депрессию. Она даже думала отказаться от эстрады, но нашла в себе силы вернуться
и выступала еще десять лет.
В 1963 году вышла небольшая книга Дитрих «Азбука моей жизни». Она не вела
дневников, о чем горько пожалела, приступив к мемуарам. Под названием «Возьми
лишь жизнь мою» книга увидела свет в 1979 году.
29 сентября 1975 года во время концерта в Сиднее Марлен Дитрих, зацепившись в
темноте за кабель, упала и во второй раз сломала ногу (до этого в бедро уже был
вставлен металлический стержень). Потерявшую сознание актрису отвезли в клинику.
Продюсер вышел к публике и, извинившись, объявил об отмене концерта. Так
закончилась блистательная карьера знаменитой актрисы и певицы.
Последним фильмом Марлен Дитрих был «Прекрасный жиголо — бедный жиголо» (1978).
Она сыграла небольшую роль хозяйки увеселительного заведения и исполнила одну из
лучших своих песен — «Всего лишь жиголо».
В 1979 году Дитрих перенесла еще один сложный перелом бедра, после чего могла
передвигаться только на инвалидном кресле. В дневнике, который актриса начала
вести в конце жизни, она сетовала: «Это ли не издевательство! Ноги, которые
способствовали моему восхождению к славе, стали причиной моего низвержения в
нищету!» Трехкомнатную квартиру на авеню Монтень оплачивал муниципалитет Парижа.
В сентябре 1986 года вышел документальный фильм Максимилиана Шелла «Марлен —
гвоздь программы», который имел шумный успех, получил ряд премий. У актрисы
картина сначала вызвала отвращение, потом она с ней смирилась.
Марлен Дитрих скончалась 6 мая 1992 года. Ей было девяносто лет. Незадолго перед
смертью она завещала похоронить ее рядом с матерью на кладбище в Берлине. На
службе в парижской церкви ее гроб был задрапирован французским флагом. В
аэропорт Орли гроб увезли под американским стягом. А в Берлине покрыли флагом
воссоединенной Германии...