НОВОСТИ ШОУ-БИЗНЕСА

 
Назад
Домашняя
Вверх
Далее
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                 
   
РАНЕВСКАЯ ФАИНА ГРИГОРЬЕВНА
(1896—1984)
Российская актриса театра и кино. Сценические роли: Васса Железнова («Васса
Железнова»), Верди («Лисички»), миссис Сэвидж («Странная миссис Сэвидж»), Люси
Купер («Дальше ¦—тишина») и др. Снималась в фильмах: «Пышка», «Мечта»,
«Подкидыш», «Весна», «Легкая жизнь» и др.
Фаина Григорьевна Фельдман (Раневская) родилась 15 (27) августа 1896 года в
Таганроге. Ее отец, Гирши Фельдман, был самым богатым человеком города.
Миллионное состояние Гирши Фельдман сделал на операциях с недвижимостью, а кроме
того, он владел ювелирными фабриками, занимался нефтяным бизнесом. Мать актрисы,
до замужества Валова, страстно любила музыку, была
человеком кротким и ранимым. Семья жила в большом двухэтажном доме.
В пятнадцать лет Фаина Фельдман подружилась со знаменитой актрисой Алисой
Коонен, отдыхавшей в Евпатории.
«По окончании гимназии решила идти на сцену, — пишет Ф. Раневская. — Решение
уйти на сцену послужило поводом к полному разрыву с семьей, которая противилась
тому, чтобы я стала актрисой. В 1915 году я уехала в Москву с целью поступить в
театральную школу...»
В Москве Фаина обращалась в различные театральные школы, но везде получала
отказ. Фельдман волновалась до обмороков. Заикаться она начинала с первых слов.
Наконец ей удалось устроиться в платную театральную школу. Деньги, которые она
взяла из дома, вскоре кончились, а тех, что она зарабатывала участием в цирковой
массовке, явно не хватало. Отец сжалился и прислал ей перевод. Но когда она
вышла на улицу, ветер вырвал деньги из ее рук. Фаина только вздохнула: «Как жаль
— улетели...» Узнав о случае с деньгами, кто-то из ее знакомых сказал: «Это же
Раневская, «Вишневый сад», только она так могла. Ты — Раневская!» И Фаина
согласилась — отныне она будет Раневская. Правда, актриса говорила и другое:
«Раневской я стала прежде всего потому, что все роняла. У меня все валилось из
рук. Так было всегда».
Театральная Москва потрясла Фельдман. «Первым учителем был Художественный театр,
— писала актриса. — В те годы Первой мировой войны жила я в Москве и смотрела по
несколько раз все спектакли, шедшие в то время, Станиславского в Крутицком вижу
и буду видеть перед собой до конца дней. Это было непостижимое что-то. Вижу его
руки, спину, вижу глаза чудные — это преследует меня несколько десятилетий. Не
забыть Массалитинова, Леонидова, Качалова, не забыть ничего...»
С помощью балерины Екатерины Гельцер, к которой она обратилась за помощью,
Раневской удалось устроиться в подмосковный дачный театр в Малаховке, где в
летнее время играли многие прославленные актеры. Выходы в массовках, роли без
слов за 20 рублей в месяц...
Однажды она подошла к знаменитому трагику И. Певцову, исполнявшему главную роль,
со словами «Что мне играть?» «Ты просто должна меня очень любить. И пусть все,
что происходит со мной, тебя трогает и волнует. Вот и все», — ответил актер.
После спектакля он услышал отчаянный плач и увидел сидящую прямо на полу
девушку, ту самую... «Я так любила вас весь вечер», — прорыдала она. «Запомните
эту девушку, друзья, — сказал взволнованный Пев-Цов. — Она будет настоящей
актрисой».
После долгих неудач, наконец, неталантливую и некрасивую девушку на театральной
бирже взяли на 35 рублей в месяц «со своим гардеробом» на роли «героини-кокет» в
Керчь, в антрепризу Ладовской. Спектакли сборов не приносили, и театр прогорел.
Раневская переехала из Керчи в Феодосию, там она игра-
ла в антрепризе Новожилова, который в конце сезона сбежал от актеров, так и не
заплатив. Из Феодосии девушка перебралась в Кисловодск.
Весной 1917 года все семейство Фельдман на собственном пароходе «Святой Николай»
эмигрировало в Турцию. Раневскую часто спрашивали, почему же она осталась.
Актриса отвечала, что не мыслит жизни без театра, а лучше русского театра ничего
нет.
С работой в провинциальных театрах у нее ничего не складывалось. Без денег, без
ангажемента Раневская перебралась в Ростов-на-Дону. Она пришла к известной
провинциальной актрисе Павле Леонтьевне Вульф и умоляла дать любую роль, лишь бы
находиться с ней на одной сцене. Взять просительницу в труппу не было
возможности, Вульф взяла ее в семью.
Уроки Вульф стали, по сути дела, единственной «театральной школой» Раневской.
Несмотря на разницу в возрасте (шестнадцать лет), отношения ученицы и
учительницы переросли в крепкую дружбу на всю жизнь.
Многие работавшие вместе с Раневской вспоминают ее сокрушительные вздохи после
каждого спектакля: «Сегодня я так дурно играла. Я никогда так плохо не играла».
Обычно коллеги пытались утешить, да и восторг зрителей говорил об обратном, но
она панически боялась плохо играть.
Раневская объездила множество провинциальных городов и сменила не один театр,
сыграв около 300 (!) ролей, прежде чем режиссер Таиров пригласил ее в Московский
Камерный театр на роль Зинки в спектакле «Патетическая соната».
Актриса переиграла самые разные роли: Шарлотту в «Вишневом саде», Ольгу и Наташу
в «Трех сестрах», Глафиру Фирсовну в «Последней жертве», Настю в «На дне», леди
Мильфорд в «Коварстве и любви», Машу в «Живом трупе», Дуньку в «Любови Яровой».
Наконец она встретилась с Вассой Железновой, когда в 1935 году мхатовский
режиссер Е. Телешева приступила к репетициям горьковской пьесы в ЦТКА (Театр
армии). По свидетельству очевидцев, Раневская выступила одновременно в пяти
качествах: прокурора, защитника, судьи, потерпевшего и подсудимого. Среди тех,
кто подобным образом оценивал тогда работу актрисы, — Ю. Юзовский, один из самых
проницательных исследователей драматургии и театра, узревший в этом дебюте
рождение нового, незаурядного таланта.
За полвека она снялась всего в двадцати четырех фильмах. И ни одной главной
роли. «Вы знаете, что такое сниматься в кино? — спрашивала Раневская. И сама же
отвечала: — Представьте, что вы моетесь в бане, а туда приводят экскурсию».
Первым ее пригласил в свой фильм молодой Михаил Ромм, когда получил разрешение
на первую самостоятельную постановку немой картины. Так, в промороженном
павильоне, «напоминавшем гигантский погреб», родилась «Пышка» (1934) по новелле
Мопассана, где Раневская сыграла мадам Луазо — живое воплощение мещанского
ханжества, фальшивой добродетели и ложного патриотизма. Фаина Григорьевна
буквально влюбилась в режиссера. «Все, что он делал, было талантливо,
пленительно. Все в нем подкупало; и чудесный вкус, и тонкое понимание
мопассановской новеллы, ее атмосферы. Михаил Ильич помогал мне и как режиссер, и
как педагог. Чуткий, доброжелательный, он был любим всеми, кто с ним работал».
Раневскую нередко приглашали на фильм, где для нее даже роли не было, и актриса
из единственной фразы сценария ее создавала. В 1937 году режиссер Игорь Савченко
пригласил ее в картину «Дума про казака Голоту». Раневская спросила, какая роль,
он отвечал: «Роли, собственно, для вас нет. Но очень хочет-
ся видеть вас в моем фильме. В сценарии есть поп, но если вы согласитесь
сниматься, могу сделать из него попадью». Актриса ответила: «Ну, если вам не
жаль вашего попа, можете его превратить в даму. Я согласна».
Режиссер поставил перед ней клетку с птичками и сказал: «Ну, говорите с ними,
говорите все, что вам придет в голову, импровизируйте». И Раневская стала
обращаться к птичкам со словами: «Рыбы мои дорогие, вы все прыгаете, прыгаете,
покоя себе не даете». Потом он меня подвел к закутку, где стояли свиньи: «Ну, а
теперь побеседуйте со свинками». Актриса говорит: «Ну, дети вы мои родные,
кушайте на здоровье»... А оператор в это время снимал...
В 1939 году Раневская сыграла роль жены портного Ида, в шпионской ленте «Ошибка
инженера Кочина» (1939). Вместе с ней блистала Любовь Орлова, уже ставшая
звездой отечественного экрана.
Фаина Григорьевна запомнилась широкой публике в основном по небольшим эпизодам в
кино, но слава ее при этом была поистине всенародной. Она сама придумала
знаменитую фразу в сценарии «Подкидыша» — «Муля, не нервируй меня». После выхода
на экраны фильма «Подкидыш» (1939, режиссер М. Ромм), в котором она снялась в
роли Лели, — ей по Москве шагу нельзя было ступить — сразу же Раневскую окружали
мальчишки с криками: «Муля, не нервируй меня!» Фаина Григорьевна говорила: «Боже
мой! Как я ненавидела, как остро ненавидела роль, принесшую мне успех!»
В кино Раневской только однажды удалось обнаружить мощные трагедийные основы
своего дарования. Михаил Ромм вновь пригласил Раневскую в свой фильм «Мечта»
(1941). На съемках актриса была в полном восторге от режиссера, а тот, в свою
очередь, от превосходной актрисы. Роль Розы Скороход, грубой, алчной хозяйки
захудалого пансиона, жалкой в безмерной любви к своему сыну — подлецу и
пустышке, принадлежит к числу шедевров мировых кинообразов.
Ростислав Плятт, игравший вместе с Раневской, вспоминал, что Фаина Григорьевна
была в то время молодой женщиной, с гибкой и худой фигурой. Но она представляла
свою героиню массивной, тяжелой. Актриса нашла «слоновьи» ноги и трудную
поступь, для чего перед каждой съемкой обматывала ноги бинтами.
В 1944 году один из американских журналов написал о фильме: «В Белом доме
картину видел президент Соединенных Штатов Америки Рузвельт; он сказал: «Мечта»,
Раневская, очень талантливо. На мой взгляд, это один из самых великих фильмов
земного шара. Раневская — блестящая трагическая актриса». По воспоминаниям жены
Драйзера, писатель тоже был потрясен игрой Фаины Григорьевны, хотел написать о
Раневской, но из-за своей смерти не успел. Увы, ролей, сопоставимых по масштабу
и драматизму с Розой Скороход, у Раневской больше не было.
«Актриса Раневская, — сказал критик В. Пименов, — владеет двумя высшими тайнами
актерского мастерства. Она заставляет вас плакать, она заставляет вас смеяться».
О работе в картине «Свадьба» (1944), где Раневская играла мать невесты, сама
актриса вспоминала: «Моя Голгофа! Снимали в голодной военной Москве и, конечно,
только по ночам — в Лиховом переулке, днем там работали документалисты.
Гримировалась я под зонтиком — с потолка постоянно капало».
В 1947 году Раневская снимается в фильме «Золушка» по пьесе Евгения Швар-Ца в
роли мачехи. Шварц, который очень ревностно относился к каждому написанному
своему слову, присутствовал на съемках. «И он, представляете, — вспо-
минает Раневская, — позволил дополнить мне сцену приготовления к балу — ну,
помните, когда я прикидываю к голове перья, — целой репликой: «Я бегаю, хлопочу,
добываю и добиваюсь, очаровываю!» Он — чудный — хвалил меня постоянно, но в
опубликованный сценарий мои вставки не включил».
Во время съемок она похудела и, гримируясь, безжалостно обращалась со своим
лицом. Когда ее просили не мучить себя, она раздраженно отвечала: «Для актрисы
не существует никаких неудобств, если это нужно для роли»
В том же 1947 году она играет вместе с Орловой в фильме Г. Александрова «Весна».
Персонаж Раневской — Маргарита Львовна — вызывает сострадание. Ее наивная вера в
свою неотразимость («Да, красота — это страшная сила»), поглощенность сферой
чувств, роман с Бубенцовым, как бы пародирующий линию главных героев, горькое
разочарование, когда становится очевидным, что Бубенцов увлечен не ею, а ее
жилплощадью.
Почти полвека Раневская проработала в московских театрах. Шесть — в Театре
армии, столько же у Охлопкова, восемь у Равенских. И почти тридцать у Юрия
Завадского в Театре Моссовета. Отсюда Раневская много раз уходила, возвращалась
и вновь уходила.
Наиболее запоминающиеся работы в театре — Берди («Лисички» Л. Хел-ман) в
Московском театре драмы, Бабушка («Деревья умирают стоя» Л. Касо-ны) в
Московском театре им. А.С. Пушкина, миссис Сэвидж («Странная миссис Сэвидж» Дж.
Патрика), Люси Купер («Дальше — тишина» В. Дельмар), Фили-циата («Правда хорошо,
а счастье лучше» А.Н. Островского) в театре им. Моссовета. Раневская была
актрисой широкого творческого диапазона — ей одинаково удавались и ярко
комедийные роли и роли, исполненные глубокого драматизма.
Ее любимый партнер Осип Абдулов говорил: «Фаина — и героиня, и травести, и
гранд-кокет, и благородный отец, и герой-любовник, и фат, и простак, и субретка,
и драматическая старуха, и злодей. Все амплуа в ней одной. Раневская —
характерная актриса?! Чепуха! Она целая труппа!»
Фаина Григорьевна тщательно готовилась к ролям. Она никогда не позволяла
переписывать для нее роль: переписывала сама — аккуратно, медленно в школьную
тетрадочку, скрупулезно. Сама большая выдумщица, она не терпела, когда актеры
вольно обращались с текстом. На спектакль неизменно приходила за два часа, долго
гримировалась.
В театре Раневскую любили, но и побаивались. Беспощадно требовательная к себе,
она хотела такой же безоглядной самоотдачи и от своих партнеров. Фаина
Григорьевна отказалась играть главную роль в спектакле «Странная миссис Сэвидж»,
когда ушел из жизни ее молодой партнер В. Бероев, заменить которого актриса
посчитала невозможным. И это при том, что миссис Сэвидж — одна из любимейших
ролей Раневской, в которой она могла дать волю всему богатству своей
артистической натуры — от эксцентрических красок до трагических нот.
В спектакле «Шторм» Раневская создала запоминающийся образ спекулянтки Маньки,
торгующей тифозным бельем (сцену допроса у комиссара Фаина Георгиевна написала
сама), настолько переиграв остальных исполнителей, что... этот эпизод на
несколько сезонов был изъят из спектакля: режиссеру показался недопустимым
«перевес» зрительского восхищения в сторону исполнительницы отрицательной роли.
В 1961 году Раневская снялась в фильме «Осторожно, бабушка», и в этом же году ей
присвоили звание Народной артистки СССР.

В картине «Легкая жизнь» (1965) она сыграла «королеву Марго», агента подпольной
фирмы химчистки на дому и спекулянтку по совместительству. Ей часто предлагали
сниматься, но она редко соглашалась. Раневская слишком требовательно подходила к
сценариям и ролям. «В актерской жизни нужно везение. Больше чем в любой другой.
Актер зависим. Выбирать роли ему не дано. Я сыграла сотую долю того, что могла».
Одна из лучших театральных ролей Раневской — Люси Купер в спектакле по пьесе В.
Дельмар «Дальше —тишина», где партнером актрисы был Р.Я. Плятт. Ее героиня стала
обузой для своих взрослых детей, в их вполне благополучных домах не находится
места для двух нежно любящих друг друга стариков — отца и матери. И случается
самое страшное для Люси, родные дети разлучают ее с мужем. Раневская
«перехлестывает» рамки написанной роли, она поднимает семейную мелодраму до
высоты трагедии. Даже в этой безысходной ситуации ее Люси сохраняет силу и
чистоту души, она готова стать служанкой в доме сына, только бы не разлучиться с
больным мужем, а когда и в этом ей отказано, она предотвращает последнюю низость
детей — сама уходит в приют для престарелых, взяв с детей клятву, что отец не
узнает об этом
Этим спектаклем зал всегда был по-особенному взволнован, растроган, потрясен.
Слезы зрителей, овации стоя... Но случались и казусы. Как-то после окончания
спектакля к Раневской подошел поклонник ее таланта и спросил: «Простите за
нескромный вопрос, сколько вам лет?» — «В субботу будет 115», — отвечает
Раневская. Спросивший просто обмер от восторга: «В такие годы и так играть!..»
Она еще успела появиться в телеверсии «Дальше — тишина». Правда, Раневская
вообще не знала, что ее снимают. Съемки производили скрытой камерой, без
дополнительного света.
19 октября 1983 года Раневская навсегда оставила сцену, уведомив о своем решении
директора театра имени Моссовета. «Старость — это просто свинство. Я считаю, что
это невежество Бога, когда он позволяет доживать до старости. Господи, уже все
ушли, а я все живу. Бирман [известная актриса] и та умерла, а уж от нее я этого
никак не ожидала. Страшно, когда тебе внутри восемнадцать, когда восхищаешься
прекрасной музыкой, стихами, живописью, а тебе уже пора, ты ничего не успела, а
только начинаешь жить!»
Ее личная жизнь была похожа на жизнь забавной «городской сумасшедшей», как у ее
героини-домработницы из фильма «Весна» Она никогда не была замужем. Феминистки
любят цитировать меткие фразы Раневской Например, когда актрису спрашивали,
почему женщины так много времени и средств уделяют своему внешнему виду, а не
развитию интеллекта, она отвечала: «Потому что слепых мужчин гораздо меньше, чем
умных». Фаина Григорьевна близко Дружила с Ахматовой.
В последние годы жизни Раневская много болела. Врачи, исправно навещавшие ее,
обнаружив сильнейший непорядок в легких, удивлялись, чем она дышит? На этот
вопрос у Раневской уже был заранее приготовлен ответ: «Я дышу Пушкиным...»
Ее уговаривали публично отметить восьмидесятилетний юбилей. «Нет, — отказалась
она. — Вы мне сейчас наговорите речей. А что же вы будете говорить на моих
похоронах?»
В конце жизни она повторяла: «Я стала такая старая, что начала забывать свои
воспоминания». Фаина Григорьевна Раневская скончалась 19 июля 1984 года.
Раневская как-то с горечью произнесла: «У меня хватило ума глупо прожить жизнь».

 

 

 

 

 

 

 

 

    © 2008
     
Hosted by uCoz