НОВОСТИ ШОУ-БИЗНЕСА

 
Назад
Домашняя
Вверх
Далее
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                 
   
МИРОНОВ АНДРЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
(1941—1987)
Российский актер театра и кино. Снимался в фильмах: «Берегись автомобиля»,
«Бриллиантовая рука», «Двенадцать стульев», «Невероятные приключения итальянцев
в России», «Мой друг Иван Лапшин», «Человек с бульвара Капуцинов» и др.
Сценические роли: Фигаро (Безумный день, или Женитьба Фигаро»), Жа-дов
(«Доходное место»), Мекки-нож («Трехгрошовая опера») Лопахин («Вишневый сад») и
др.
Андрей Миронов родился 8 марта 1941 года в Москве в актерской семье. Мать —
эксцентричная и яркая Мария Миронова, отец — пластичный и чрезвычайно
музыкальный Александр Менакер. Эта уморительно смешная пара работала на эстраде.
Дуэт Миронова — Менакер имел шумный успех у публики.
В 1948 году Андрей, в то время носивший фамилию Менакер, пошел в первый класс
170-й (теперь — 49-й) мужской школы. Однако уже через два года родители сменили
фамилию мальчика и Андрей Менакер стал Андреем Мироновым.
В классе он был неформальным лидером, заводилой (прозвище у него было простое —
Мирон). Андрей проявлял способности к иностранным языкам. В старших классах уже
свободно говорил по-английски. Потом, в Щукинском училище, изучит и французский.
Особенной любовью Миронова уже в те годы был театр. В школе Андрей записался в
драмкружок. Его первой ролью стал Хлестаков из «Ревизора». В девятом классе он
стал посещать студию при Центральном детском театре. Родители же прочили Андрею
карьеру дипломата.
Окончив школу в 1958 году, Миронов неожиданно для них поступил в Театральное
училище имени Щукина. Он был зачислен на первый курс педагога Иосифа Матвеевича
Рапопорта. Находятся скептики, которые уверены в том, что поступление в институт
и дальнейшее распределение в престижный Театр сатиры не что иное, как «заслуга»
его известных родителей. Однако уже первые работы в театре и кино показали, что
Андрей Миронов — большой артист.
Первой ролью Миронова на сцене Театра сатиры был Гарик в спектакле
«24 часа в сутки», премьера которого состоялась 24 июня 1962 года. Режиссер
Валентин Николаевич Плучек сказал об Андрее: «Наше солнце». Миронов был
работоспособен и талантлив. В Театре сатиры он проработал двадцать пять лет.
Сыграл около тридцати ролей. Причем большинство среди них — главные.
По мнению многих критиков, театральная популярность Миронова началась с роли
Тушканчика в спектакле «Женский монастырь» (1964). В этой роли актер впервые
перешел от острой характерности к лирике и мягкой иронии.
В 1960 году Миронов дебютировал в кино. Фильм «А если это любовь?» поставил
Райзман. На съемках царила атмосфера, близкая театральной, поэтому работалось
легко... «Мне повезло: первым кинорежиссером, у которого я снимался, был Юлий
Райзман», — говорил позже актер.
Потом была комедия Генриха Оганисяна «Три плюс два» (1962). Чуть позднее Миронов
снимается в фильме Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля». «Я предложил ему роль
Димы Семицветова — человека, променявшего высшее образование, диплом,
специальность на судьбу ловкача продавца, деляги, спекулянта, — вспоминает
режиссер. — Роль, честно говоря, была выписана нами с Эмилем Брагинским весьма
однокрасочно, и требовался актер, который не просто сыграет то, что сочинили
авторы, но еще и станет «донором», то есть обогатит роль своей
индивидуальностью, выдумкой, мастерством».
Роль была сыграна Мироновым изящно, артистично. Он сотворил образ исчерпывающе
ясный: можно дофантазировать всю биографию Семицветова, начиная от
благополучного детства и кончая печальным финалом.
Первый успех в кино нередко оказывается роковым для актера. Нет, режиссеры
охотно снимали Миронова, но они эксплуатировали однажды найденный образ
удачливого жулика и авантюриста. За его изящество, тонкую пластику и
обворожительную улыбку зритель готов его персонажам простить все — обман,
подлог, измену... И чтобы режиссеры увидели его в другом амплуа, пришлось
приложить немало усилий. Так, незаметной прошла умно сыгранная Мироновым роль
молодого Энгельса в картине Рошаля «Год как жизнь» (1966).
В конце 1960-х Миронов создал целый ряд запоминающихся образов на сцене: Дон
Жуана в пьесе М. Фриша «Дон Жуан, или Любовь к геометрии», Жадов в «Доходном
месте» А.Н. Островского (эта роль считается одной из лучших в театральной
карьере актера), Фигаро в спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро»
Бомарше.
В «Неделе» вышла рецензия «Сюрпризы Фигаро», в которой К. Рудницкий писал:
«Артист, свободно и счастливо распоряжаясь богатством, которое предоставил ему
гениальный автор, на протяжении всей пьесы не устает демонстрировать нам
изощренный, тонкий, гибкий, смелый и проницательный ум Фигаро. Ум этот светится
в глазах Миронова всегда, ум этот ему самому доставляет наслаждение и передается
нам то сильной вспышкой афористически емкой фразы, то витиеватым, но интересным
в каждой интонации движением длинного монолога, то азартом и риском
увлекательных и опасных диалогов Фигаро с графом...»
В 1969 году состоялся дебют Миронова как певца. Песня — это действительно особая
история. «Удивительное дело: в молодости Андрей почти не пел, — вспоминает
актриса Лариса Голубкина. — Все наши друзья бренчали на гитарах и напевали что-
то из «Битлз». Андрей молчал как рыба. И вдруг его прорвало. У него оказался
приятный хрипловатый голос. Он легко импровизировал и пел в какой-то
своеобразной манере, совершенно не похожей на то, что мы слышали вокруг».

В 1969 году Миронов снимается в фильме «Бриллиантовая рука» Леонида Гайдая.
В 1971 году Миронов женился на актрисе Театра сатиры 24-летней Екатерине
Градовой. У них родилась дочь, названная в честь мамы Миронова Машей. По словам
Екатерины, «Андрей был нежным мужем и симпатичным, смешным отцом». Увы, этот
брак просуществовал недолго. «В силу молодости, недооценки некоторых ценностей,
влияний снаружи мы не смогли сохранить семью», — писала Градова. Одной из причин
развода стали прохладные отношения Екатерины со свекровью — Марией Мироновой,
женщины с властным характером.
Между тем в 1970-е годы восхождение Миронова к вершинам успеха продолжалось. В
то десятилетие на сцене Театра сатиры он сыграл еще десять новых ролей, среди
которых были как классические, так и роли его современников, — Всеволод в пьесе
А. Штейна «У времени в плену», Хлестаков в «Ревизоре», Чацкий в «Горе от ума»,
Дон Жуан в «Продолжении Дон Жуана» (спектакль ставил Эфрос в Театре на Малой
Бронной)... В спектакле «Маленькие комедии большого дома» (1973) Миронов не
только сыграл роль мужа, но и впервые выступил как режиссер-постановщик.
Запоминающейся была его работа в телеспектакле А. Эфроса «Страницы журнала
Печорина», в котором Миронов, как писали критики, упрямо защищал своего героя
Грушницкого от иронии и насмешек.
В 1972 году на экраны вышла картина Бочкова «Достояние республики», где блистал
прекрасный актерский дуэт: Олег Табаков — Андрей Миронов. Первый играл чекиста,
ищущего украденные произведения искусства, второй — учителя фехтования Маркиза,
эти самые произведения скрывающего. Одна из лучших работ Миронова в кино создана
практически в одиночку, без серьезной поддержки драматургов и режиссера. Фильм
имел огромный успех у публики. «Песенка о шпаге» в исполнении Миронова сразу
стала шлягером.
А впереди была новая встреча с режиссером Эльдаром Рязановым в картине
«Невероятные приключения итальянцев в России» (1973). В ней Миронов сыграл роль
лейтенанта уголовного розыска Андрея Васильева.
Все рискованные трюки в фильме он выполнял сам. Миронов также снимался в
эпизодах с львом Кингом. «Всего несколько минут светской беседы с хищником
требовалось от актера. Я был уверен, что Андрей откажется. Я бы на его месте
именно так и сделал бы. Но он согласился, — говорит Эльдар Рязанов. — Он без
каскадеров спускался по ковровой дорожке с шестого этажа гостиницы «Астория»
Висел над рекой, уцепившись за край моста. Прыгал на ходу в машину и нырял на
глубину. Он просто покорил меня отвагой и смелостью».
«Невероятные приключения итальянцев в России» стал одним из лидеров проката. 16
октября того же года Миронову было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР.
В это время Рязанов приступил к работе над фильмом «Ирония судьбы, или С легким
паром» и на роль Ипполита решил попробовать Андрея. Но Миронов, прочитав
сценарий, от этой роли внезапно отказался. «Не хочу в который раз играть
отрицательную роль! — заявил он режиссеру — Эльдар Александрович, дайте мне
лучше роль Жени Лукашина». И Рязанов не смог ему отказать. Однако пробы, в
которых партнершей Андрея Миронова была Людмила Гурченко, режиссера не
удовлетворили. По словам самого Рязанова, психофизическая сущность актера
расходилась с образом героя. Миронов мог взять без всяких проб роль Ипполита,
однако он окончательно отказался участвовать в картине. Правда, через четыре
года обида прошла и Миронов согла-
сился участвовать в новой картине Рязанова — «О бедном гусаре замолвите слово»
(он читал текст от автора и исполнил две песни).
Острый вкус веселой импровизации Миронов смог подарить своим поклонникам в
водевилях «Соломенная шляпка» (1975) и «Лев Гурыч Синичкин» (1974). В новой
телевизионной версии сюжета «Мадемуазель Нитуш» — мюзикле «Небесные ласточки»
(1976) актер с откровенным наслаждением сыграл роль Флори-дора Селестена.
Режиссер Марк Захаров пригласил его в сказку Евгения Шварца «Обыкновенное чудо»
(1978) на роль Министра-администратора. Миронов сыграл прожженного циника,
перезрелого ловеласа, крайне утомленного жизнью. И снова музыкальный номер стал
квинтэссенцией образа — песенка про воробушка, который «крылышками бяк-бяк»...
Критики отметили, что в арсенале актерских средств Миронова «повышенную ценность
обрел ритм, ленивый и словно бы вихляющийся. Не движение — почти танец».
Остап Бендер в телефильме Захарова «Двенадцать стульев» (1977), — одна из тех
ролей, которые Миронов просто не мог не сыграть. Актер показывает здесь — при
всем наборе легких и комедийных красок — драму очень талантливого человека.
Бендер явился в мир ловким завоевателем и раскручивает события, как ему хочется.
Но в глазах его пронзительная, застывшая тоска...
«...Бродит в мироновских героях какая-то шальная веселость, без которой мы не
мыслим ни одного серьезного дела. Рожденный им ироничный и вместе с тем добрый
весельчак всегда готов был плакать и смеяться, — говорит режиссер Захаров. —
Андрей угадал какую-то волшебную пропорцию необходимой нам боли и необходимой
радости, ума и безрассудства. И еще, самое главное, — всегда знал, про что
плакать, про что смеяться. Знал, кого ненавидеть, а на кого молиться. И везде —
уровень мастерства! Понимаем-то мы все, все понимаем — но вот не всегда умеем. А
он умел. Каким-то образом, уж не знаю как, овладел он своей особой пластикой и
трудновыполнимыми элементами хореографии. Это была его собственная и уникальная
манера, которая гармонично слилась потом с его внутренним одухотворением».
В основном в те годы Миронову предлагали роли комедийные, большей частью —
музыкальные. Роли иного плана у него тогда тоже были — например, Цезарь Борджиа
в фильме «Тень» (1972).
После развода с Екатериной Градовой в 1974 году прошло всего лишь несколько
месяцев, как Миронов вновь женился — на 33-летней актрисе Центрального Театра
Советской Армии Ларисе Голубкиной, у которой была маленькая дочь Маша от
предыдущего брака. Таким образом, он стал отцом двух Машенек: Маши Мироновой и
Маши Голубкиной.
Среди друзей Андрей Миронов всегда считался непревзойденным мастером розыгрышей.
Бывало и так, что жертвой розыгрыша становился и сам Миронов. Тогда он старался
как можно скорее отыграться. «Однажды мне позвонил друг Гриша Горин и сообщил,
что пишет про меня статью, — рассказывал Андрей Александрович. — Наш разговор
происходил в три часа ночи. Я сказал ему, что он сошел с ума, что я сплю и
повесил трубку Гриша, очевидно довольный своей шуткой, пошел спать. «Как бы не
так», — подумал я и набрал номер его телефона спустя час — в четыре утра.
«Читай, что ты обо мне написал», — сказал я сонному другу. На другом конце
провода я услышал голос человека, которого неожиданно окатили ледяной водой...»
Осенью 1978 года у Миронова произошло первое кровоизлияние в мозг. Его положили
в больницу. Театр начал сезон без него, однако уже в декабре Миронов вновь
появился на сцене (в роли Чацкого).

Миронов продолжал активно работать в кино и театре. В 1980 году ему дали
почетное звание народного артиста России. Он гастролировал по всей стране и
везде собирал аншлаги. Выходили пластинки с его записями песен.
Летом 1983 года Миронов снова побывал в США (первый раз он съездил в Америку в
октябре 1977 года). Среди хороших знакомых Миронова были актер де Ниро и
режиссер Милош Форман. Последний, показав Андрею Александровичу свою картину
«Волосы», сказал: «Я хочу, чтобы в следующем фильме ты сыграл главную роль». Но
этим планам не суждено было сбыться...
В 1980-е годы на театральной сцене Миронов сыграл шесть новых ролей, среди
которых: Мекки-нож в «Трехгрошовой опере», Васильков в «Бешеных деньгах»,
Лопахин в «Вишневом саде», конферансье в смешной и одновременно грустной пьесе
Горина «Прощай, конферансье!»
Актер блистательной легкости, чарующей пластики, он мог играть и серьезные
психологические роли, но, к сожалению, сыграл их так мало. В спектакле «Вишневый
сад» Лопахин, как и желал Чехов, стал центральной фигурой. Миронов дает новую
трактовку образа. Он играл человека, предчувствующего слом судьбы, осознающего
неполноценность своей жизни...
Многоплановость актера подтвердила картина «Фантазии Фарятьева» Авербаха.
Фарятьев — неудачник в любви. Романтик, который мучительно относится к этому
миру. И поэтому у него все нелегко. Это была одна из лучших драматических ролей
Миронова в кино.
Герой Миронова в фильме Александра Митты «Сказка странствий» (1982) пришел из
мира Андерсена, светлого и мудрого, естественно противостоящего всякому злу. Он
напоминал, что этот мир — существует. Для Миронова это была одна из самых
грустных и проникновенных его ролей. Здесь дар лирика, так свойственный этому
таланту, едва ли не впервые за многие годы снова открылся зрителю.
Алексей Герман снял Миронова в фильме «Мой друг Иван Лапшин» (1984), потрясшем
публику своей абсолютной правдой. Режиссер Алла Сурикова пригласила его на
главную роль — мистера Феста — в картину «Человек с бульвара Капуцинов» (1986)
(до этого она снимала Миронова в главной роли в картине «Будьте моим мужем»).
Оба фильма имели успех.
Однако Андрей Миронов всегда был собой недоволен. Неудовлетворенность переходила
в трагическое отчаяние. Тогда он готов был взяться за любую работу — художника,
осветителя, костюмера, возможно, что и билетера. Миронов начинал режиссировать.
В театре он поставил пять спектаклей —современность и классику: «Маленькие
комедии большого дома», «Феномены», «Прощай, конферансье!», «Бешеные деньги»,
«Тени». «Критика пишет о его спектаклях снисходительно. Главный упрек
постановкам — эмоциональность и страстность, — писал Григорий Горин, автор пьесы
«Прощай, конферансье!» — Пусть критика высказывает свои суждения. Мое мнение —
драматурга — совсем другое. Мы отлично работали. Было интересно. Для меня это
поважнее результата».
В 1987 году Миронов поставил «Тени» по М.Е. Салтыкову-Щедрину. Работа над
спектаклем далась ему очень тяжело. Главный режиссер Театра сатиры В. Плучек был
часто недоволен. Миронов очень переживал по этому поводу. Тем не менее репетиции
спектакля удалось довести до конца, и 18 марта 1987 года в Театре сатиры
состоялась премьера «Теней». По мнению людей, видевших его, Миронов в роли
Клаверова был задумчив и печален.
Закрыв в июне 1987 года свой 63-й сезон, Театр сатиры в июле отправился в
гастрольную поездку по Прибалтике. Люди, которые видели последний творчес-
кий вечер Андрея Миронова, уверяли, что на сцене небольшого театра в Риге
произошло чудо. Он играл сцену из «Ревизора». Рассказывает писатель Григорий
Горин: «Иван Александрович Хлестаков на наших глазах превращался из захмелевшего
враля в трагическую фигуру маленького человека. Он петушился и выкрикивал свою
несбывшуюся мечту о красивой жизни. Об «арбузе прямо из Парижа», о тридцати
тысячах одних курьеров, о великом поэте, у которого можно спросить: «Ну что,
брат Пушкин?» В конце монолога он свалился на пол. Обливаясь слезами, он
застенчиво прошептал: «Спасибо, господа! Меня еще никогда так хорошо не
принимали...» Была пауза размером с вечность. И только когда Артист исчез за
кулисами, зал взорвался аплодисментами».
14 августа на сцене Рижского оперного театра Миронов играет Фигаро в пьесе
Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро». В театре — аншлаг. Актер блестяще
ведет спектакль. Его Фигаро — плут, повеса, насмешник, мудрец. Не раб и не
слуга. Он равный соперник своему законному хозяину графу Альмавиве. Так он
трактует хрестоматийный образ.
Три минуты до финала с веселыми куплетами, и вдруг... Миронову стало плохо прямо
на сцене. Дали занавес. «Шура, голова болит», — сказал он актеру Ширвиндту.
«Скорая помощь» доставила актера в больницу. Однако медицина в этом случае
оказалась бессильной. 16 августа Миронов скончался в результате обширного
кровоизлияния в мозг. Весть о смерти Андрея Миронова потрясла страну. Умер ее
любимец.
Похороны Миронова прошли через несколько дней в Москве. Актеров Театра сатиры,
продолжавших свои гастроли, на них практически не было. Но сотни тысяч москвичей
пришли проститься со своим кумиром. Похоронили Андрея Александровича Миронова на
Ваганьковском кладбище.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  © 2008
     
Hosted by uCoz