РИШАР ПЬЕР
(р. 1934)
Французский актер. Снимался в фильмах: «Рассеянный», «Высокий
блондин в черном
ботинке», «Возвращение высокого блондина», «Игрушка», «Приманка»
(«Невезучие»),
«Укол зонтиком», «Соучастники» («Папаши»), «Беглецы», «Налево от
лифта», «1001
один рецепт влюбленного кулинара» и др. Постановщик
документального фильма
«Расскажите мне о Че».
Пьер Ришар Морис Шарль Леопольд Дефей родился 16 августа 1934
года в Валенсьене,
в респектабельной семье крупного текстильного промышленника.
Во время учебы в пансионе он использовал всякую возможность,
чтобы разыграть
клоунаду, умело пародируя окружающих. «Овладевать профессией я
начал в пансионе,
чтобы спасти свою шкуру», — шутливо замечает Пьер Ришар.
Он должен был сделать блистательную карьеру либо на
государственной службе, либо
в частном секторе. Однако Пьер, утверждают его друзья, был «спа-
сен» своим отцом. Ришар-старший истратил семейное состояние на
скачках и охоте,
на которые обычно брал с собой сына.
Едва достигнув совершеннолетия, Пьер решает стать актером. Он
покидает Валенсьен
и отправляется в поисках артистического счастья в Париж. Пьер
поступает на
знаменитые драматические курсы Шарля Дюллена, а затем проходит
стажировку у
самого Жана Вилара. Однако работал он в основном «на выходах», а
у Ришара явно
не хватает терпения жить в ожидании «настоящей роли», к тому же
его всерьез
увлекает эстрада.
Вместе со своим другом Виктором Лану Ришар сочиняет короткие
юмористические
скетчи и в течение нескольких лет выступает с ними на подмостках
кафе-театров,
рядовых кабаре и престижных мюзик-холлов.
Однажды, узнав, что Морис Бежар ищет актеров, которые умеют
танцевать, Пьер
отправился на просмотр. Хореограф был в восторге и предложил ему
место в своей
труппе.
«Рассеянный» — так и назывался фильм актера и режиссера Пьера
Ришара, вышедший
на экраны Франции в 1969 году. За два года до этого Ришар
познакомится с одним
из талантливейших французских комедиографов Ивом Робером,
который предложит ему
небольшую роль в своем фильме «Блаженный Александр» (1968).
(Впервые же Ришар
появился на экранах в 1957 году в ленте Ж. Беккера «Монпарнас,
19».) Именно
Робер посоветовал Ришару самому снять «Рассеянного», замысел
которого тот
вынашивал в течение нескольких лет. А спустя еще несколько лет,
уже завоевавший
огромную популярность Пьер Ришар в схожей ситуации убедит своего
друга
сценариста Франсиса Вебера испытать свои силы в режиссуре, — так
появится
«Игрушка».
Имена сценариста Франсиса Вебера и режиссера Ива Робера стоят в
титрах дилогии о
приключениях «высокого блондина». Прозвище «высокий блондин»
прочно закрепилось
за актером после выхода в 1972 году на экраны «Высокого блондина
в черном
ботинке» и последовавшего за ним продолжения — «Возвращение
высокого блондина»
(1974). Излюбленный персонаж Пьера Ришара по имени Франсуа
Перрен, рожденный
фантазией Вебера-сценариста, в дальнейшем не случайно сохранит
свое экранное имя
в первых двух фильмах Вебера-режиссера — «Игрушке» и «Невезучих»
(в «Папашах» и
«Беглецах» он станет Франсуа Пиньоном).
В 1974 году Ришар снимается в комедии Клода Зиди «Горчица бьет в
нос» («Он
начинает сердиться»). В каких только передрягах не оказывается
герой Пьера
Ришара в эксцентрической комедии Клода Зиди «Не упускай из виду»
(1975) —
скромный банковский служащий, которого превратности судьбы
бросают в круговерть
самостоятельных поисков налетчиков кассы!
Сатирическую комедию Франсиса Вебера «Игрушка» (1976) Ришар
относит к числу
своих самых любимых. Необычный сюжет настолько увлек актера, что
тот не только
согласился сыграть в нем главную роль, но и взялся финансировать
картину — при
условии, что постановщиком ее будет сам Вебер.
Так появилась на экране эта трагикомическая история
взаимоотношений
избалованного сынка газетного магната и выбранной им в магазине
новой «игрушки»
— живого и вполне преуспевающего до этого злополучного момента
журналиста
Франсуа. История эта, начинающаяся как причудливое фарсовое
действо, постепенно
перерастает в глубокую психологическую драму. В «Игрушке»
проявился незаурядный
драматический талант Пьера Ришара, широта его творческого
диапазона.
В 1978 году Пьер Ришар снялся в криминальной комедии Жерара Ури
«Побег», где его
партнером был старый приятель Виктор Лану.
В «Уколе зонтиком» (1980) Жерара Ури Пьер Ришар очень смешон в
роли неудачника
актера, по собственному недоразумению втянутого в злоключения
банды мафиози,
которая принимает его за наемного убийцу.
С Жераром Депардье он сыграл в нескольких фильмах. Пьер Ришар
рассказывает, что
поначалу в фильме «Приманка» («Невезучие») Вебер прочил ему в
партнеры Лино
Вентуру. Однако тот отказался от этого предложения, вероятно, не
желая повторять
характер, во многом схожий с тем, что он играл в «Зануде»,
сценарий которого
принадлежал перу того же Вебера. Тогда и появился Жерар
Депардье.
Первый же фильм новоявленного дуэта «Невезучие» (1980) стал
рекордсменом
французского проката, собрав в одном только Париже св'ыше
полутора миллиона
зрителей. Феномен этого успеха, который режиссер не преминул
развить в
дальнейшем, основан на столкновении двух полярных натур, двух
масок, одна из
которых сама неуклюжесть, неприспособленность, бестолковость,
гая — суровая
мужественность, уверенность, целесообразность.
Отправная сюжетная точка в «Папашах» (1983) во многом схожа с
завязко]
«Невезучих». Герой Ришара, на этот раз более уравновешенный (но
не настоя ко,
чтобы не вляпаться в очередную переделку) и значительно более
сентима тальный
(чему в немалой степени способствует сюжет), узнает от своей
старинной
возлюбленной о том, что у него есть уже ставший взрослым сын.
Той же новостью
она ошеломляет другого поклонника своей юности — напористого
газетного репортера
Жана Люка, героя Депардье. Р фильме особенно интересно наблюдать
за тем, как
забавная пара Ришар — Депардье, два убежденных холостяка,
постепенно начинают
понимать прелести своего отцовского положения, ревниво будут
отыскивать
продолжение собственного характера в поведении неразумного чада.
Мелодраматические нотки в комедии с криминальным сюжетом еще
более настойчиво
звучат в «Беглецах» (1985). Роль в этой картине, наряду со своим
персонажем в
«Игрушке», Пьер Ришар считает лучшей в своей творческой
биографии. В оценке
актером собственной работы есть своя логика. В характере героя
Ришара в
«Беглецах», пусть не столь полно, как в «Игрушке», реализовано
неоднократно
высказываемое актером желание к насыщению комедийного персонажа
иными жанровыми
красками, драматической углубленности роли.
В очередной комедии Эдуарда Молинаро «Налево от лифта» герой
Ришара вновь
попадает в нелепые ситуации... «Во всех моих ролях есть частичка
меня самого —
застенчивого, не умеющего общаться с людьми, с замедленной
реакцией, — говорит
Ришар. — И я действительно постоянно становлюсь жертвой
собственной
рассеянности, теряя ключи, бумаги, кредитные карточки. Вместе с
тем я боец —
иначе нельзя актеру».
С годами желание делать что-то иное, в творческом отношении
принципиально новое
не покидает актера.
В 1988 году Пьер Ришар осуществляет постановку документального
фильма о
легендарном Эрнесто Че Геваре — человеке, чей образ стал
символом свободы и
мужества. «Расскажите мне о Че» — так называется эта 50-минутная
документальная
лента, вызвавшая большой резонанс в декабре 1988 года на
фестивале Нового
Латиноамериканского кино.
Ровно двадцать лет, по словам актера, он вынашивал замысел
постановки фильма о
Геваре, «человеке, чей дух был во власти идеи, кто бросил вызов
обывательскому
существованию», а на двадцать первый, на свой страх и риск,
прихватив с собой
видеокамеру, отправился на Кубу.
На Кубе Пьера Ришара в память о его самом популярном персонаже в
шутку окрестили
«Запато негро» — «черный ботинок» В течение месяца Пьер Ришар
вместе со своей
небольшой съемочной группой колесил по стране, беседовал с
людьми, близко
знавшими Че Гевару, встречался с его сестрой, старшей дочерью
Ильдитой, изучал
архивные материалы, связанные с жизнью Че и его революционной
борьбой,
просмотрел тысячи метров пленки кинохроники.
«Отшельничество и бунт, эти два свойства характера Че, я
чувствую в себе с
самого детства, — говорит Пьер Ришар. — С обычного бунта за
право распоряжаться
своей судьбой началась и моя актерская жизнь».
Депардье призывал своего друга поставить для Авиньонского
театрального фестиваля
«Свадьбу Фигаро» и самому сыграть заглавную роль, но Ришар,
обуреваемый вечными
сомнениями, так и не решился.
Долгие годы Ришар страдал комплексом неполноценности, считал
себя хуже других
актеров и называл себя рабом своего героя. С годами это чувство
почти прошло. Но
и сейчас он болезненно реагирует на неудачи. Пьер очень
расстроился, когда не
нашел себя в списке 30 лучших актеров Франции, который
опубликовал журнал
«Эвенман дю жеди»: «Будто я вовсе не существую». Основанная
Ришаром кинокомпания
«Фиделина фильм», занимающаяся как производством, так и прокатом
картин, заметно
процветает.
По мнению Ришара, комедия — самый трудный из жанров кино, в
котором каждый кадр
требует математического расчета. Сегодня комедия в кризисе. Ее
дискредитируют
пошлые ленты, да к тому же нет интересных сценариев.
Пьер Ришар делает то, что ему по-настоящему интересно. Но это не
всегда приносит
успех. Фильм «Шахматная партия», где он играет неожиданную для
себя роль
пастора, во Франции провалился.
В начале 1994 года Ришар побывал в Москве. «Передо мной широко
распахивались все
двери, начиная с таможни, — восторженно рассказывает актер. —
Открывались
закрытые в эти дни музеи.. Но главное, я не мог сделать шагу на
улице, чтобы
меня не остановили мои поклонники... Однажды ночью на Красной
площади две
старушки, узнав меня, плакали на моей груди и осеняли крестом. И
я понял, что
между мной и русским народом существует какая-то необъяснимая
любовь, алхимия
взаимного притяжения».
Ришар, видимо, окончательно смирился с тем, что он обречен нести
свой крест —
играть одну роль — милого и рассеянного, смешного и неловкого
человека, роль,
которая принесла ему мировую известность.
Долгие годы Ришар жил на барже «Эдрашт». Баржа покачивается на
Сене в самом
центре Парижа, у моста рядом с площадью Конкорд, образуя вместе
с другими целую
деревушку на воде.
В начале 1990-х годов, не без влияния Депардье, который занялся
производством
вина в Бургундии, Ришар купил себе поместье в местечке Грюиссон
на юго-западе
Франции. Вместе с двумя сыновьями и возлюбленной Аишей (с
первой женой Пьер развелся) он увлеченно возделывал
виноградники, получая
хорошее вино «Шато Бель Эвек».
В 1996 году Пьер снялся в фильме грузинского режиссера Наны
Джорджадзе «1001
рецепт влюбленного кулинара» (сценарий Ираклия Квирикадзе).
Осенью 2001 года Пьер Ришар снова приехал в Россию. На этот раз
он привез
спектакль «Страсти по Ришару». Спектакли с участием великого
комика прошли с
большим успехом. Чуть раньше Пьер Ришар снялся во втором
грузинском фильме Наны
Джорджадзе «Лето, или 27 потерянных поцелуев». Картина с успехом
шла на
Елисейских полях Парижа... |