О'ТУЛ ПИТЕР
(р.1932)
Английский актер театра и кино. Сценические роли: Владимир («В
ожидании Годо»),
Гамлет («Гамлет»), Шейлок («Венецианский купец»). Снимался в
фильмах: «Лоренс
Аравийский», «Бекет», «Лев зимой», «Правящий класс», «Последний
император» и др.
Питер О'Тул родился 2 августа 1932 года в Ирландии, в местечке
Коннемара. По
отцу он ирландец, по матери шотландец. Семья переехала в Англию,
в Лидс, когда
Питеру был всего год.
В театр О'Тул был влюблен с детства, а первую роль сыграл
шестилетним мальчиком
в домашнем спектакле. Школу Питер не посещал до одиннадцати лет,
из-за войны и
эвакуации. Только в 1945 году, когда семья О'Тулов вернулась в
родные места, его
отдали в закрытый католический пансион Вскоре он вступил в
конфликт с
воспитательницами-монахинями, которые любой мелкий проступок
называли «грехом» и
нещадно били за него. Упрямый и гордый Питер не смог этого
выдержать и в 1947
году сбежал из школы Ему было всего тринадцать лет, но он сам
зарабатывал на
хлеб: нанимался грузчиком, конторщиком, служил ретушером у
фотографа, курьером в
газете. Питер занимался в различных любительских драматических
коллективах.
Отслужив два года во флоте, Питер О'Тул отправился в
Стратфорд-на-Эйво-не, чтобы
посмотреть хотя бы один спектакль в Шекспировском Мемориальном
театре. Он
истратил на билет последние двадцать шиллингов. В этот вечер шел
«Король Лир» со
знаменитым Майклом Редг-рейвом в главной роли.
Спектакль произвел на О'Тула столь сильное впечатление, что уже
на другое утро
он отправился пешком в Лондон, где ему удается поступить в
Королевскую Академию
драматического искусства.
Окончив ее, он попадает в бристольский театр «Олд Вик». За три
года (1955— 1958)
О'Тул сыграет 73 (!) роли, среди них — Джимми Портер в тогда еще
неизвестной
пьесе Джона Осборна «Оглянись во гневе». Двумя годами позже он
здесь же сыграет
Гамлета — и его назовут «рассерженным Гамлетом». Этот бородатый,
энергичный
Гамлет станет кумиром целого поколения, его духовным лидером.
К ролям, сыгранным в Бристоле, актер будет возвращаться не раз,
и одной из
любимейших станет роль Владимира в пьесе Беккета «В ожидании
Годо». Одним из
первых ощутил О'Тул смысл пьесы, ее пронзительную высоту, ее
человечность.
Вехи последующих лет: переезд в Лондон; выступление на сцене
«Ройял Корта» —
ведущего театра той поры; получение первой в жизни награды;
признание не только
зрителей, но и режиссеров, продюсеров; несколько блистательных
ролей, сыгранных
в Стратфорде в Шекспировском Мемориальном театре.
Критика отмечала его Шейлока в «Венецианском купце». Своему
ростовщику,
неожиданно молодому, актер придал красивую внешность,
благородную осанку.
Трактуя роль по-новому, О'Тул подчеркивал в ней трагедийные
моменты.
Но несмотря на успех, он прерывает контракт со Стратфордом ради
роли Лоренса
Аравийского в фильме, посвященном памяти британского разведчика,
который во
время Первой мировой войны поднял в турецкой части Аравии
восстание арабов
против Турции.
Получив первую крупную роль в кино (до того были три
незначительные, почти
эпизодические), О'Тул начал к ней готовиться. Прежде всего он
досконально изучил
мемуары самого Лоренса Аравийского и сорок книг, написанных о
нем в Англии.
Затем актер поехал на место рождения Лоренса (как и О'Тул, он
был ирландцем по
происхождению) и беседовал с людьми, которые его помнили. Но
этого Питеру
показалось мало. В январе 1961 года он прибыл в Иорданию, где
через несколько
месяцев должен бьш сниматься фильм. Там актер учился арабскому
языку и искусству
верховой езды на верблюде. Когда в мае вся группа фильма
приехала в Иорданию,
она застала О'Тула вполне освоившимся с обстановкой. Он ходил в
костюме бедуина,
и арабы называли его тем именем, которым некогда их отцы звали
настоящего
Лоренса: Эль-Оренс.
Режиссер Дэвид Лин стремился к абсолютному совершенству. Для
начала ему не
понравился нос О'Тула — и была сделана пластическая операция.
Затем
изменили цвет волос. Питер внес в сценарий целый ряд собственных
эпизодов — и
Лин не протестовал: они были продиктованы точной интуицией и
полной «жизнью в
образе». Он научился часами не слезать с верблюда, он не играл
Лоренса — а
воистину был им.
Съемки происходили в раскаленной пустыне, в 150 милях от
ближайшего оазиса.
Галлон воды стоил здесь три доллара. Вокруг кишели змеи и
скорпионы. Условия
жизни в пустыне были невыносимо трудными, а съемки оказались
весьма опасными.
Больше года шли съемки. Наконец участники этого трудного фильма,
исхудавшие,
изъеденные насекомыми, ослабевшие от дизентерии, прибыли в
Англию. Больше всех
пострадал Питер О'Тул.
Фильм «Лоренс Аравийский» пользовался большим зрительским
успехом. О'Тул получил
первую высокую награду (премию Британской киноакадемии). Он был
неотразим как в
строгом английском мундире, так и в экзотических одеждах
арабского шейха. Бурный
восторг вызывали грандиозные батальные сцены во главе с героем,
бесстрашно
мчавшимся в бой на белом верблюде...
Питер О'Тул поселился в старом лондонском районе Хэмпстед. Ему
нравилось
возвращаться с гастролей, со съемок в свой старинный дом, полный
красивых и
изысканных вещей, в которых он знал толк. Изыск сказывался и в
излюбленных им
костюмах, всегда причудливых, необычных, и в принадлежности к
аристократическому
клубу «Гаррик», объединяющему многих знаменитых людей.
По фильмам О'Тула невозможно составить себе представление о его
личности. На
самом деле Питер — веселый ирландец, обожающий розыгрыши, он
любит петь под
гитару, он — чудак и гордится своими причудами. Его в жизни не
узнают и
английские кинозрители. Однажды в газете появилось сообщение: «В
одном районе
Лондона появился бородатый парень с гитарой. Он напевал модные
песенки возле
кабаков. Близ одного из них его избили. Но никто не догадался,
что этот «парень»
— известный киноактер Питер О'Тул».
Весной 1963 года состоялась премьера пьесы Брехта «Ваал» в
театре «Феникс» с
Питером О'Тулом в главной роли. Брехтовский Ваал — талантливый
поэт, но
одновременно это страшный человек, циник, развратник, насильник,
убийца. О'Тул
акцентировал в брехтовском герое мотив саморазрушения, духовного
самоубийства
человека, для которого нет ничего святого.
В 1963 году в Лондоне торжественно открылся английский
Национальный театр (в
помещении «Олд Вика»). Его художественный руководитель Лоренс
Оливье в качестве
премьеры поставил «Гамлета». На главную роль он пригласил
О'Тула.
Участие О'Тула обеспечило Национальному театру аншлаги уже при
рождении; кроме
того, его веселый характер отчасти помогал разряжать обстановку.
Он бьш джокером
в чинной колоде. Он подкладывал лед в душевые артистических
уборных, а на одном
утреннике этот близорукий Гамлет заставил публику прыснуть со
смеху, не
удосужившись перед выходом на сцену снять очки в роговой оправе.
Однако в целом
спектакль не получился. Актер сыграл что-то из своего
«бристольского прошлого»,
чего оказалось явно недостаточно. Времена изменились. Прежнего
отзвука его
Гамлет не находил...
О'Тул пытается изменить стереотип, снимается в комедиях, где
можно было Дать
волю фантазии в поисках характерности. Он снимается в фильме
«Что нового,
киска?» по сценарию Вуди Аллена, где его партнер — известный
комик Питер
Селлерс.
Виртуозно владея техникой как внешнего представления, так и
внутреннего
перевоплощения, он постоянно стремился «уйти» в другого
человека, а еще лучше —
в другую эпоху. Дон Кихот в «Человеке из Ламанчи», Робинзон
Крузо в экранизации
романа Дефо «Человек по имени Пятница».
Питеру О'Тулу прекрасно удаются исторические роли. В картине
«Бекет» —
экранизации пьесы Жана Ануя (1964) его герой, король Генрих II,
поначалу
человечен, у него нежная, ранимая душа, он любит, делает ошибки,
страдает. Затем
человечность постепенно уходит, испаряется. О'Тул продолжил в
этом образе тему,
начатую в спектакле «Ваал», — тему саморазрушения личности.
Через четыре года О'Тул исполнил роль Генриха II в другом
английском фильме —
«Лев зимой» (1968) по пьесе Джеймса Голдмена. Король предстает в
год своего
пятидесятилетия, когда его дети борются за английский престол. В
давшей заглавие
фильму метафоре «Лев зимой» О'Тул делает ударение на втором
слове. «Зима» — в
каждом взгляде, каждом слове его «льва». Нет, эта зима — не
надвигающаяся
старость. Генрих О'Тула силен и крепок. Зимнюю пору переживает
его душа.
Королеву Элеонору Аквитанскую великолепно сыграла Кэтрин
Хепберн. Человеческая
близость, установившаяся между О'Тулом и Кэтрин, в фильме «Лев
зимой» выглядит
почти мистической, неправдоподобной. Было в их героях какое-то
величие истинно
царственных особ, какой-то немой сговор, пробуждение былой
любви. О'Тул казался
олицетворением рыцарственности и чести, Хепберн — женственности
и нежности. Но
оба обладали юмором, спасительной иронией, не дававшей фильму
превратиться в
сентиментальную мелодраму. Они были красивы, возвышенны,
мужественны. Сочетание
всех этих свойств делало их дуэт — уникальным.
Два «Золотых глобуса» заслуженно увенчали труд Питера О'Тула в
этой своеобразной
дилогии о Генрихе И.
В «Ночи генералов» (1967, режиссер Литвак) Питер О'Тул играет
качественно иную
роль — фашистского генерала. Настоящим исчадием ада предстает на
экране генерал
Танц, сексуальный психопат, маньяк, запрограммированный на
массовое уничтожение
людей. Этот гротескный образ вылеплен почти исключительно
средствами пластики и
мимики.
В «Ночи генералов» у Питера О'Тула — одна маска, в фильме
«Правящий класс»
(1972, режиссер П. Медак) — две. Герой фильма Джек — лорд,
представитель
правящего класса, родовой английской знати, — сумасшедший. На
протяжении фильма
О'Тул демонстрирует две фазы его безумия. В первой, безобидной,
фазе
душевнобольной Джек мнит себя Иисусом Христом (его считают буй-1
нопомешанным),
во второй, после лечения, — Джеком-Потрошителем.
Поразительно раскрылся О'Тул в пьесе Шоу «Человек и
сверхчеловек», сыг- '¦
ранной в Дублине. Спектакль был поставлен с удивительным
пониманием фи- '
лософских глубин текста Шоу, с глубочайшим проникновением во все
перипетии
сюжета. И комизм был подлинным комизмом, и драма подлинной
драмой.
Вслед за Шоу последовал Беккет: на прославленной сцене Театра
Аббатства О'Тул
вновь выступил в пьесе «В ожидании Годо». Присутствовавшие на
спектакле говорили
о каком-то поразительном, небывалом, неслыханном физическом
превращении О'Тула в
своего Владимира. Куда только девались этот высокий рост, эта
атлетическая
фигура, этот лик мужчины-победителя, лидера на жизненном пиру,
любимца фортуны?
Перед зрителем представал маленький, запутавшийся, заблудившийся
человечек —
некрасивый, нескладный, нелепый, жалкий...
И вновь — неожиданный поворот. Актер играет в кино психически
травмированного
войной простого парня, одержимого мыслью о возмездии фашистам за
свершенные
преступления («Война Мерфи», 1970) и благородного Дон Кихота
(«Человек из
Ламанчи», 1972). В фильме-мюзикле «Человек из Ламанчи» актер
совершенно слился с
образом сервантесовского героя — казалось, именно с него писал
Сервантес своего
Дон Кихота. И главное, было в нем это поразительное благородство
— чудаковатое,
конечно, но для него — естественное и единственно возможное для
«настоящего
мужчины». Его Дон Кихот с болью и страхом глядит на жестокий
мир; как отмечала
западная критика, актер в этой роли предстает «потусторонним
мечтателем».
Вернувшись в «Олд Вик», О'Тул создал еще один запоминающийся
образ — чеховского
дяди Вани. Питер играл человека, испытывающего постоянную
душевную боль. Он
казался старше своих лет, но старался скрыть эту преждевременную
старость, и эту
беспредельную тоску, от которой некуда ему было деться. В
течение всех трех
месяцев, что шел спектакль, публика стоя аплодировала О'Тулу в
финале.
В пьесе Кита Уотерхауса «Джеффри Бернард нездоров» герой О'Тула
— реально
существующий писатель и журналист — немолодой, проживший долгую
и достаточно
нелепую и нескладную жизнь, остро, трагически ощущающий
одиночество. Актер не
покидает сцену ни на минуту. В руке постоянно недопитый стакан и
недокуренная
сигарета. Герой О'Тула все время что -то говорит — в пустоту или
же обращаясь к
каким-то людям, которые время от времени возникают вокруг него.
Когда актер
потрясающе «держит паузу», слова заменяют игра лица, движение,
жест...
О'Тул продолжал с успехом сниматься в кино. В середине 1960-х
годов он работал
каскадером, что помогло ему при съемках одного из лучших фильмов
позднего
периода «Трюкач» (1980, режиссер Раш).
В 1987 году на экраны вышел фильм Бертолуччи «Последний
император», в котором
актер играет единственного европейца — немолодого джентльмена,
элегантного,
невозмутимого. Герой О'Тула отчаянно одинок, как одиноки и
нежизненны его
принципы среди разгула восточного варварства, жестокости,
изуверства.
Питера приглашают в свои фильмы известные кинорежиссеры Нил
Джордан («Веселые
привидения») и Лина Вертмюллер («В ясную лунную ночь»)... В
комедии Джордана он
сыграл ведущую роль — бедного, но изобретательного владельца
старинного
ирландского замка, привлекающего богатых туристов мистическими
представлениями с
«привидениями».
Свое 60-летие Питер О'Тул отметил сороковым фильмом, снятым, как
и большинство
последних картин с его участием, на телевидении. В 1992 году
человеческий
паноптикум, создаваемый Питером О'Тулом на протяжении многих
лет, пополнился еще
одним патологическим безумцем — «утонченным» садистом-убийцей,
поглощенным
маниакальной идеей завладеть легендарной монетой Царя Ирода
(телефильм «Седьмая
монета»).
В 1993 году Британский актерский клуб назвал О'Тула лучшим
театральным актером
года. В это время в театре «Аполло» он исполняет роль Лотарио,
пожилого героя
«Нашей песни», пьесы Кита Уотерхауса. «Я нахожу выгоду
интересной, а интерес
полностью выгодным. Играть в «Нашей песне» чрезвычайно
интересно, хотя она и
выжимает из меня все соки. Я стараюсь понять всех ее персонажей,
ведь раньше или
позже я окажусь среди них. Ведь ревность, неуверенность,
сексуальные проблемы
свойственны не только молодежи, они охватывают и средний возраст
и даже пожилых
людей».
Одновременно с работой в театре О'Тул пишет автобиографию. На
подходе уже второй
том. Первый, названный «Целенаправленное блуждание», —
лирическая история о
начале его карьеры. Предполагается, что второй том расскажет о
некоторых темных
сторонах его восхождения к славе — ударах судьбы, вдохновенных
взлетах,
строптивых женщинах.
Собирается ли О'Тул в ближайшее время работать в кино? Да, если
это будет
интересно и выгодно.
«Я никогда и ничего не хотел менять в себе и считаю так: «Я —
это я. Принимайте
меня таким, какой я есть, или оставьте меня в покое», — говорит
актер. Большую
часть времени он проводит в одиночестве. Иногда его навещают
дочери: Кэтрин и
Патрисия. Обе они актрисы. (О'Тул был женат двадцать лет, до
1979 года, на
актрисе Шен Филлипс из Уэльса.) У него есть еще сын Лоркан, с
матерью которого,
бывшей моделью Карен Саммерфилд, он не поддерживает никаких
отношений.
«Не знаю насчет других, но мне, чтобы творить, нужно ощущать
эмоциональный
предел, — говорит О'Тул. — Я очень счастлив, что я — актер». |