НОВОСТИ ШОУ-БИЗНЕСА

 
Назад
Домашняя
Вверх
Далее
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                 
   
ДЕНЕВ КАТРИН
(р. 1943)
Французская киноактриса. Снималась в фильмах «Шербурские зонтики», «Дневная
красавица», «Тристана», «Дикарь», «Последнее метро», «Индокитай», «Ван-домская
площадь» и др.
Катрин Дорлеак (Денев) родилась 22 октября 1943 года в Париже. Ее бабушка, мать
и отец были преданы театральному искусству. Отец, Морис Дорлеак, сначала был
актером, потом возглавлял парижскую студию дубляжа американской компании
«Парамаунт». В детстве Катрин участвовала в домашних спектаклях. Читала стихи на
школьных вечерах.
В 1959 году она, по просьбе старшей сестры Франсуазы, уже имевшей некоторый
актерский опыт, согласилась сняться в картине Ж.Р. Вилла «Котята». Дебют прошел
успешно, и через несколько месяцев Катрин сыграла небольшую роль в фильме Ж.
Пуатрено «Двери хлопают». Чтобы ее не путали с сестрой, она взяла для кино
фамилию матери — Денев.
В семнадцать лет Катрин познакомилась с 32-летним режиссером Роже Вадимом. Он
пообещал ей роль в одной из своих картин. И в 1962 году снимает Катрин в роли
Жюстины в ленте «Порок и добродетель» (1962) по мотивам произведения маркиза де
Сада.

А 18 июля 1963 года у Катрин родился сын от Вадима. «Когда я приняла решение
родить ребенка, я уже знала, что мы расстанемся с Вадимом, но это не имело
никакого значения... — утверждала Денев. — Мне важен был Вадим не как муж, а как
отец будущего ребенка. После долгих раздумий я решилась. И могу сказать, что
счастлива. Я мать, а мать никогда не бывает одинокой. Материнство приносит
радость...»
Франсуаза Дорлеак познакомила сестру с режиссером Жаком Деми, который собирался
снимать музыкальный фильм «Шербурские зонтики». Денев получает в этой картине
главную женскую роль.
Фильм «Шербурские зонтики» (1964) был показан на Международном кинофестивале в
Канне и получил Золотую Пальмовую ветвь. В этой музыкальной
мелодраме Катрин Денев и Нино Кастельнуово говорили очень мало, но зато много
пели, правда, не своими голосами. С экрана звучал романтический гимн любви
композитора Мишеля Леграна. Фильм имел огромный успех во всем мире, а Денев
получила известность.
В картине Романа Поланского «Отвращение» (1965) Денев играла болезненный женский
характер. Ее героиня, Кэрол, фригидна и больна шизофренией. Она нравится
мужчинам, они же внушают ей ужас и отвращение. В книге воспоминаний Поланский
писал: «Когда я работал с Катрин Денев, я чувствовал себя так, словно танцевал с
великолепным партнером. Она точно знала, что я от нее жду на съемочной площадке,
и сразу входила в образ, причем настолько органично, что, когда все было
закончено, она и сама стала молчаливой и немного не в себе». На Берлинском
фестивале фильм получил «Особый приз» жюри.
Однажды Поланский пригласил на съемку модного английского фотографа Дэвида
Бейли. Через несколько месяцев все с удивлением узнали, что он женился на Катрин
Денев. Но этот брак был обречен с самого начала. Бейли жил в Лондоне, а Катрин
разрывалась между английской столицей, Парижем, где у родителей жил сын
Кристиан, и работой (она начала сниматься у Марселя Камю в роли слепой девушки
Клары в картине «Песня мира», 1965). Через пять лет Денев официально разведется
с Бейли.
В 1966 году сестры Дорлеак блистательно сыграли в музыкальной комедии Жака Деми
и композитора Мишеля Леграна «Девушки из Рошфора». Это была их последняя
совместная работа. 26 июня 1967 года Франсуаза Дорлеак сгорела в автомобильной
катастрофе. Денев в это время снималась у Девиля в костюмной мелодраме
«Бенжамен, или Дневник девственника». Для нее смерть сестры явилась тяжелейшим
ударом. Тем не менее сразу после похорон она продолжила съемки — не хотела
подводить людей.
Луис Бунюэль и Катрин Денев... Блистательный творческий союз дал миру знаменитые
картины «Дневная красавица» (1966) и «Тристана» (1969).
В «Дневной красавице» (так называется вид бабочек, которые живут несколько часов
днем) Северина—Денев для удовлетворения своих эротических
мечтаний становится клиенткой дома свиданий «Дневная красавица». По мнению
критиков, Северина в исполнении Катрин Денев внешне выглядела как девочка,
которая постепенно превращается в символ моральной деградации и извращенности...
Такой ее и задумал режиссер.
«Вначале я думала, что мне никогда не удастся понять Луиса Бунюэля, уловить ход
его мысли, — признается Катрин. — Но он настолько точен, он больше показывает,
чем говорит. Он всегда придает значение движению, ритму... Для него тело и его
перемещения гораздо важнее лица и слов».
На Международном кинофестивале в Венеции «Дневная красавица» получила «Гран-при»
«Золотого льва Святого Марка».
«Тристана» — экранизация романа в письмах Переса Гальдоса, переосмысленного
режиссером. «Мне предстояло сыграть сначала подростка, затем молодую женщину,
наконец, сварливую бабу, озлобленную одноногую калеку», — говорит актриса.
Совращенная опекуном, она несет всю жизнь печать проклятия. С годами ненависть к
опекуну становится смыслом ее жизни и логически завершается убийством.
В конце 1968 года Денев приступила к съемкам в картине «Сирена «Миссисипи»
Франсуа Трюффо. Очень скоро ни для кого не было секретом, что между актрисой и
режиссером завязался роман. Трюффо позже скажет: «Катрин так красива, что фильм
с ее участием необязательно должен иметь сюжет... Я уверен, что зритель будет
счастлив от одного того, что видел ее лицо... Мне нравится в ней ее
загадочность. Она охотно берется за роли, содержащие загадку, двойное дно.
Катрин Денев добавляет двусмысленность в любую ситуацию, в любой сценарий,
создавая впечатление, что ее героини скрывают множество тайных мыслей, которые,
однако, сами вылезают на первый план».
Денев и Трюффо сняли квартиру в районе Сен-Жермен-де-Пре. Франсуа признается
одному из друзей: «Я самый счастливый мужчина на свете». Но Катрин хочет от него
ребенка. Трюффо же не склонен обременять свою жизнь новым отцовством: у него уже
есть две девочки. Почти весь 1970 год они проведут вместе, и только в конце
ноября на отдыхе в Тунисе Катрин объявит Франсуа, что между ними все кончено.
В 1969 году по совету своего импресарио Денев сыграла в американском фильме
«Апрельские безумства» Розенберга, где ее партнером был знаменитый Джек Леммон.
В Америке Катрин Денев принимали как звезду. Журналист «Нью-Йорк тайме» сравнил
ее с Гретой Гарбо, а критик из «Ньюсуик» написал: «Французские актрисы, как
хорошие вина — нетранспортабельны. Кроме Катрин Денев». Все это могло вскружить
голову. Но только не Денев. Она вернулась в Европу.
На съемках картины Надин Трентиньян «Это случается только с другими» (1971)
актриса познакомилась с Марчелло Мастроянни. Итальянец оказался поразительным
рассказчиком, нежным возлюбленным. Катрин потеряла голову. Она не ощущала
разницу в годах. Перед ней был совершенно обворожительный, остроумный, веселый
человек. Марко Феррери дает им роли в фильме «Лиза» (1971), Жак Деми — в «Самом
важном событии с тех пор, как человек вступил на Луну» (1972).
Несколько лет Марчелло метался между Римом и Парижем, пока, наконец, не решился
осесть во французской столице. Но Катрин проявила редкое упрямство и наотрез
отказалась выходить за него замуж. И даже появление на свет дочери Кьяры-
Шарлотты 28 мая 1972 года ничего не изменило в их отношениях. Марчелло был
вынужден вернуться в Италию. Без скандала. Французская
писательница Франсуаза Саган заметила: «На моей памяти эта белокурая красивая
женщина за двадцать лет ни разу не позволила себе хотя бы ничтожного проявления
дурного вкуса. Никогда не говорила об искусстве голосом, дрожащим от волнения...
Никогда на страницах журналов и газет она не сравнивала Роже Вадима и Марчелло
Мастроянни, а из ее сердечных привязанностей ни один журналист, жаждущий
сенсации, не сумел извлечь пользы...»
В 1970-е годы Катрин Денев снимается у Деми, Трюффо, Феррери, Лелуша, Мельвиля,
Робера, Сабо, де Шалонжа, Бунюэля-младшего, Пиреса, Уго Сантя-го... Каждый из
этих режиссеров был ей по-своему интересен. Подчас ее согласие на участие в той
или иной картине объяснялось необычным сюжетом, неожиданной ролью, подчас —
любопытством. Жан-Луи Трентиньян, ее партнер по фильму «Чужие деньги», говорил:
«Ее талант составляют требовательность, честность, заинтересованность, четкость
и чуточку безумия. Таланта без безумия не бывает».
В начале 1976 года Катрин Денев с удовольствием снимается в комедии «Дикарь»
Жан-Поля Раппно. Ее героиня все время вынуждена изворачиваться, чтобы отбиться
от преследователей, и по ходу действия влюбляется в небритого мужчину, бежавшего
от цивилизации на природу. Эта приключенческая комедия вышла в лидеры проката.
Через шесть лет Филипп де Брока предложит ей похожую роль в картине «Африканец».
В1980 году Катрин Денев снова встречается с Франсуа Трюффо. Фильм «Последнее
метро», как писали критики, — песня во славу моральной силы парижан, песня,
пропетая силами маленькой театральной труппы во главе со своеобразной Жанной
д'Арк — Марион Штейнер, сыгранной Катрин Денев. В оккупированном Париже Штейнер
вынуждена руководить театром, играть в нем, прятать в подвале «неарийца»-мужа.
Раздираемая привязанностью к мужу и чувством к актеру труппы Бернару, она тем не
менее сохраняет достоинство и вызывает уважение к себе...
Позднее, отвечая на вопрос, почему он поставил «Последнее метро», Трюффо скажет:
«Я хотел удовлетворить три желания: показать кулисы театра, воскресить атмосферу
оккупации и дать Катрин Денев роль ответственной женщины».
Картина «Последнее метро» получила десять «Сезаров» из двенадцати номинаций.
Денев была награждена призом за лучшую женскую роль.
«К своим работам подхожу с исключительными мерками, — говорила в то время
актриса. — По моему мнению, удались фильмы «Шербурские зонтики», «Дневная
красавица», «Дикарь», «Последнее метро». Да, таких необыкновенных картин в моей
жизни было четыре. А вообще я считаю, что кино — коллективная работа. Или
работают все, или ничего не получается. Фильм — это своеобразная мозаика, где у
каждого — особенная клеточка..»
Сотрудничество Денев с Режисом Варнье началось с прекрасного фильма «Отель
Америки» (1981) и продолжилось в картине «Место преступления» (1985). В 1992
году на экраны вышел «Индокитай». Фильм привлек внимание не только экзотическими
съемками, романтической любовью и трагической развязкой, но прежде всего
сильной, яркой и красивой личностью, которую воплотила на экране Катрин Денев.
«Я счастлива, что сыграла роль Элианы, — заметила актриса. — За последнее время
— это одна из самых дорогих мне ролей. Она далась мне нелегко. Но это не
главное... Главное то, что я вновь участвовала в создании высокого искусства...»
Картина имела огромный успех во всем мире. Катрин Денев получила «Се-зар» как
лучшая актриса и претендовала на «Оскар».

Затем она снимается у Андре Тешине в фильмах «Мое любимое время года» и «Лето».
Режиссер Мартин Скорсезе писал: «Я видел ее недавно в фильме «Воры» Андре
Тешине. Какая другая актриса ее калибра решится взять роль профессора философии,
которая из-за любви к явно нестабильной девушке решится покончить с жизнью?
Успех ей обеспечило то, что она сыграла свою роль с физическим мужеством и
психологической искренностью. Само собой разумеется, она — одна из самых
красивых женщин в кино. Но, обладая острым пониманием того, как выглядит ее
красота на экране, она достигает поразительного результата в ее ниспровержении,
одновременно оставляя в неприкосновенности и блеске. В этом смысле она —
уникальна. Великая звезда, великая карьера, великая актриса».
Словно бросая вызов своим годам, Денев не перестает сниматься. Корреспондент
«Фигаро» спросил, не льстит ли ей такое внимание режиссеров. Катрин ответила,
что «подобный ритм отнюдь ее не радует», она ведь «не отличается ненасытностью».
Но раз ее приглашают, значит, она что-то стоит!
В 1998—1999 годах Катрин Денев снялась в фильмах: «Восток — Запад» Ре-жиса
Варнье, «Утраченное время» чилийского эмигранта Рауля Руиса, «Вандом-ская
площадь» Николь Гарсиа, «Ночной ветер» Филиппа Гарреля, «Теща» Габриеля Агиона и
«Пола-Х» Леоса Каракса.
Героиня «Вандомской площади» только что прошла курс лечения от алкоголизма.
Фильм рассказывает о ее трудном пути к полному выздоровлению. Режиссер Николь
Гарсиа говорила о Денев: «В ней поражает умение, передавая смятение чувств
героини или состояние полного расстройства психики, сохранять некое, присущее
только ей благородство. Ее Марианна не впадает в патетику, не ищет снисхождения
к себе. С другой, более хрупкой актрисой, не обладающей присущей самой Катрин
врожденным благородством, сделать фильм было бы значительно сложнее».
На фестивале в Венеции (1998) Денев получила Кубок Вольпи— приз за лучшую
женскую роль. Однако во Франции «Вандомская площадь» не получила ни одного
«Сезара» Денев, обидевшись прежде всего за режиссера Николь Гарсиа, заявила, что
так поступать «крайне бесчестно».
В 1999 году Катрин снялась в музыкальном фильме датского режиссера Л арса фон
Трира «Танцующая в темноте» (2000).
Но Денев интересует не только кино. Одно время она выпускала духи «Денев», затем
увлеклась эскизами ювелирных украшений (она считает себя большим специалистом в
этой области). Многие годы ее связывает дружба с кутюрье Ивом Сен-Лораном. Ее
дочь Кьяра-Шарлотта Мастроянни и сын Кристиан также снимаются в кино. В фильме
«Обретенное время» (1999) по Прусту Катрин сыграла вместе с дочерью и сыном...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  © 2008
     
Hosted by uCoz