НЬЮМЕН ПОЛ
Пол Ньюмен родился 26 января 1925 года в Кливленде в семье
торговца спортивными
товарами Артура Ньюмена. «В детстве я не очень-то хорошо учился,
— вспоминает
актер. — Со спортом тоже не получалось, а я жаждал побеждать. Я
никогда не был
большим говоруном...»
В 1944 году из Кенванского колледжа Ньюмен ушел добровольцем в
морскую пехоту.
Отслужив два года радистом, он вернулся в колледж. Вечерами
Ньюмен играл в
студенческом театре. Красивый, атлетически сложенный, с яркими
синими глазами и
обезоруживающей улыбкой, он быстро добился успеха на
студенческой сцене. Пол
решил попытать счастья на профессиональных подмостках и поступил
в труппу
городка Вудсток, где за год сыграл в шестнадцати пьесах. Тогда
же Ньюмен
познакомился с молодой актрисой, ставшей его женой и подарившей
ему сына и двух
дочерей.
После смерти отца Пол вынужден был вернуться в Кливленд, чтобы
вести семейный
бизнес. Но это занятие было ему не по душе. Промучившись год,
Ньюмен уехал
учиться в Йельскую драматическую студию. В 1952 году его заметил
один из нью-
йоркских театральных агентов.
В Нью-Йорке молодая семья жила скромно. У Пола был единственный
приличный
костюм, в котором он с раннего утра обходил театральные
агентства в поисках
работы, а по вечерам торговал энциклопедиями. Через месяц ему
удалось
пристроиться на телевидение — в крошечных ролях без текста.
Почувствовав, что
ему не хватает школы, Ньюмен поступает в знаменитую Актерскую
студию, где
преподавали Ли Страсберг и Элиа Казан, приверженцы системы
Станиславского. «Пока
я не приехал в Нью-Йорк, — вспоминает Пол, — я и понятия не имел
о том, что же
такое актерская игра. Абсолютно. Ни малейшего. И мне очень,
очень повезло».
Вскоре один из лучших американских театров «Гилд» пригласил его
в спектакль
«Пикник» по пьесе У. Инджа. Правда, роль Ньюмену досталась не
главная, но
критика назвала его исполнение «превосходным», а компания
«Уорнер Бра-зерс»
предложила ему долгосрочный контракт.
В театре «Гилд» Ньюмен познакомился с актрисой Джоанной Вудворд.
Она разделила с
ним все профессиональные радости и заботы. Любовь их была
трудной, только через
пять лет Пол смог жениться на Джоанне...
Ньюмен дебютировал в кино в историческом фильме «Серебряная
чаша» (1954). Он
появился в роли древнегреческого скульптора, обманом проданного
в рабство
римлянам. Критика не пощадила ни картину, ни актера. Сам Ньюмен
после просмотра
ленты «был охвачен ужасом, травмирован».
Когда Пол вернулся в Нью-Йорк, режиссер Артур Пени предложил ему
роль старого,
изувеченного, доведенного жизнью до безумия боксера Эда из
рассказа Э. Хемингуэя
«Чемпион». Задача была тем более трудной, что актеру предстояло
играть человека
в возрастном диапазоне от двадцати до пятидесяти с лишним
лет. Пол блистательно справился с ролью, и теперь уже Р. Уайз
пригласил его в
свой фильм «Кому-то там наверху я нравлюсь» (1956). Это была
экранизация
биографии чемпиона по боксу Роки Грациано.
Ньюмен провел немало времени в обществе прославленного
спортсмена, сам начал
заниматься боксом. Ему удалось разглядеть в своем грубоватом
герое человечность,
даже проблески нежности в отношениях с женой. Реализм игры
Ньюмена критика
связывала с принципами Актерской студии Страсберга.
Много лет спустя он вспоминал: «Меня приглашали в фильмы,
которые явно обещали
большой кассовый успех, — костюмно-исторические,
приключенческие, картины с
насилием и сексом. Много раз мой менеджер уходил похныкать в
ванную, потому что
я отказывался от больших заработков, предпочитая сыграть в
спектакле Актерской
студии или вовсе не работать».
В 1957 году Ньюмена «арендовала» компания «XX век — Фокс» для
участия в фильме
«Долгое жаркое лето» (1958) по мотивам рассказов У. Фолкнера.
Это бьша первая
совместная работа Ньюмена с Джоанной Вудворд, незадолго до этого
ставшей его
женой. Картину ставил режиссер Мартин Ритт. Пол высоко ценил его
за «чудесное
чувство уверенности и душевного комфорта». За роль в этом фильме
Ньюмен получил
премию Каннского кинофестиваля.
Тем временем компания «Уорнер Бразерс» пригласила из Нью-Йорка
режиссера А.
Пенна. В его вестерне «Револьвер в левой руке» Ньюмен получил
главную роль
знаменитого бандита с Дикого Запада, по прозвищу Билли-Малыш.
Фильм в прокате
потерпел такой провал, что Пени на время оставил кино.
Но уже следующая картина — экранизация пьесы Т. Уильямса «Кошка
на раскаленной
крыше» — принесла Ньюмену первое выдвижение на премию «Оскар».
К этому времени Ньюмена всерьез стал тяготить контракт с «Уорнер
Бразерс».
Весной 1959 года он вернулся в Нью-Йорк. Здесь его ждала
настоящая работа: Элиа
Казан ставил «Сладкоголосую птицу юности» Т. Уильямса. В этом
спектакле Ньюмен
336 раз играл роль Чэнса — с наслаждением и с огромным успехом.
А летом за
огромную сумму, поглотившую все его сбережения, он выкупил у
компании «Уорнер
Бразерс» свой контракт.
Через два года Ньюмен встретился с одаренным сценаристом и
режиссером Робертом
Россеном. В его фильме «Ловкач» (1961) Пол создал образ
профессионального
биллиардиста Эдди. Картина претендовала на девять премий
«Оскар», но получили ее
только оператор и художник.
После «Ловкача» за Ньюменом окончательно утвердилась репутация
не только
кассовой звезды, секрет притягательности которой в магнетизме
личного обаяния,
но и серьезного художника. Темп его работы в кино стал еще более
напряженным.
Ньюмен пробовал себя в самых разных жанрах. Он снялся в
«Сладкоголосой птице
юности» (1962), комедии «Любовь по-новому» (1963), в экранизации
романа «Премия»
(1963), в «Разорванном занавесе» у А. Хичкока (1966), в
историко-приключенческом
фильме «Леди Л.» (1965). В детективе «Харпер» (1966) Пол
настолько убедительно
сыграл главную роль отважного сыщика, что заслужил сравнение с
прославленным
мастером этого жанра Хэмфри Богартом.
В 1961 году Ньюмен заключил на два года контракт со студией
«Парамаунт». Три
предложенных им сценария были отвергнуты компанией как «слишком
спорные». В
качестве четвертого проекта Ньюмен и режиссер М. Ритт предложили
экранизацию
романа Л. Мак-Мертри «Проезжай, всадник». Так появился фильм
«Хад» (1963),
названный по имени главного героя. Роль Хада Бэннона — одна из
лучших в
биографии Ньюмена.
Эта картина о непростых отношениях старого техасского ковбоя
Бэннона с сыном
Хадом и шестнадцатилетним внуком Лоном. В беседе с английским
критиком Г. Гоу
Ньюмен говорил: «По-моему, фильм не поняли до конца. Особенно
молодежь. Они
превознесли этого персонажа, а ведь для нас главным было
показать человека со
всеми внешними достоинствами, которые так ценятся в США —
привлекательной
наружностью, успехом у женщин, умением пить, — и при этом с
трагическим пороком.
Ему плевать на все, кроме себя самого. Это в какой-то степени
перекликается с
мыслями Теннесси Уильямса о том, что американцы делают главную
ставку на внешнюю
красоту. Быть обаятельным — то же самое, что иметь дорогую
машину и другие
символы социального престижа».
За роль Хада Ньюмен был в третий раз выдвинут на премию «Оскар»
— ив третий раз
ее не получил. По мнению Джоанны Вудворд, определенным кругам
пришлась не по
нраву общественная деятельность ее мужа: в 1963 году он принял
участие в походе
на Вашингтон в защиту гражданских прав негров, а потом, вместе с
Марлоном
Брандо, в антирасистском митинге в штате Алабама, который
проводил Мартин Лютер
Кинг.
В Коннектикуте чета Ньюменов приобрела просторный дом. Здесь
всегда было весело:
приезжали погостить сын и две дочери Ньюмена от первого брака;
да и у Пола с
Джоанной подрастали три дочки...
Значительной стала шестая совместная работа Ньюмена и режиссера
Рит-та— вестерн,
названный по-испански «Hombre» (1967). Человек по прозвищу
Hombre и по имени
Джон Рассел прожил среди племени апачей много лет. Он
противостоит разбойникам и
расправляется с ними, жертвуя собственной жизнью. Рассел в
исполнении Ньюмена —
это сдержанность, гордость и достоинство.
В фильме «Люк холодная рука» он играл неудачника Люка, попавшего
в тюрьму. Эта
роль потребовала от актера и душевного, и немалого физического
напряжения.
Длинные проходы в кандалах, работа под солнцем на строительстве
дороги отнимали
много сил. За эту роль Ньюмен в четвертый раз был выдвинут на
«Оскара».
Результат был тот же, что и прежде.
В 1967 году Вудворд прочла роман писательницы М. Лоуренс «Шутка
Бога» и
предложила известному сценаристу С. Стерну, другу семьи
Ньюменов, переработать
его для кино. Однако все студии отвергли сценарий. И тогда
Ньюмен решил ставить
картину сам. Небольшой опыт режиссуры у него имелся: в 1958 году
он выпустил
тридцатиминутную картину по монологу А. Чехова «О вреде табака».
«В режиссуре, —
говорил он, — важны прежде всего активные глаголы. Нельзя
сыграть глагол
«любить» — это абстракция, но можно сыграть глагол «слушать».
Картина «Рейчел, Рейчел» бьша удостоена нескольких значительных
премий. Лучшим
режиссером и лучшей актрисой года назвали Ньюмена и Вудворд
нью-йоркские
кинокритики. Национальный просмотровый совет включил «Рейчел,
Рейчел» в десятку
лучших картин года. Голливудская ассоциация зарубежной
кинопрессы присудила
«Золотой Глобус» режиссеру Ньюмену и актрисе Вудворд.
Летом 1969 года вместе с двумя другими звездами — Барброй
Стрейзанд и Сидни
Пуатье, Ньюмен образовал кинокомпанию «Ферст артисте» для
производства и проката
фильмов со своим участием. Первая их картина — «Выигрыш» (1969)
— мелодрама о
потерянной и вновь обретенной любви. Ньюмен в роли автогонщика
отказался от
дублера и сам сидел за рулем машины, мчащейся
со скоростью 200 километров в час. Автоспорт — его вторая
страсть. Дважды Пол
завоевывал звание чемпиона страны, а в 1977 году, в возрасте
пятидесяти двух
лет, принял участие в круглосуточной гонке на выносливость и
пришел пятым...
В вестерне «Буч Кэссиди и Санденс Кид» (1969) Джорджа Роя Хилла
партнером
Ньюмена стал малоизвестный Роберт Редфорд. Фильм имел огромный
зрительский
успех, а Ньюмен возглавил список самых кассовых актеров.
Четыре года спустя звездный дуэт появился в картине «Афера»
(1973).
В 1972 году Пол Ньюмен вновь выступил в качестве режиссера. На
этот раз он
поставил фильм «Влияние гамма-лучей на лунные маргаритки» по
одноименной пьесе
П. Зиндела. На фестивале в Каннах Джоанна Вудворд получила
премию за лучшую
женскую роль, а Национальный просмотровый совет США снова
включил фильм, как до
этого «Рейчел, Рейчел», в число лучших картин года.
В течение следующих четырех лет Ньюмен постоянно находился в
десятке самых
кассовых американских актеров. Один за другим выходили фильмы в
разных жанрах,
триллер «Человек в макинтоше», комедия «Афера», детектив
«Бассейн для
утопленника», фильм-катастрофа «Ад в поднебесье». За последний
Ньюмен получил
рекордный гонорар.
«...В США публика сразу же находит для исполнителя его «нишу» в
жизненном
пространстве и засовывает его туда, — замечает Ньюмен. — Если я
надену черный
парик и приделаю смешной нос, не исключено, что никто не захочет
на меня
смотреть. Американцы предпочитают получать товар в привычной
упаковке, а если
она отсутствует, они могут товар и не взять. Думаю, что на моей
могиле могла бы
быть такая эпитафия: «Здесь покоится Пол Ньюмен, умерший в
нищете, потому что
его глаза вдруг стали карими».
И только встреча с одним из лучших американских режиссеров
Робертом Олтменом в
фильме «Баффало Билл и индейцы, или Урок истории, данный Сидящим
Быком» (1976)
позволила ему вновь заняться настоящим искусством. Баффало Билл
был одной из
примечательных фигур эпохи освоения Дикого Запада. Актер сыграл
его тонко,
точно, с безукоризненным чувством юмора.
Ньюмен поддерживал прекрасную физическую форму: он занимался
автоспортом,
купался зимой в проруби, ежедневно погружал по утрам голову в
ведро с холодной
водой. Ему было за пятьдесят, когда он сыграл ветерана-хоккеиста
в картине
«Бросок» (1977)
В 1979 году Р. Олтмен пригласил его на главную роль в фильме
«Квинтет». На
съемочной площадке дружно работали знаменитости: итальянец В.
Гассман, испанец
Ф. Рей, шведка Б. Андерсон, француженка Б. Фоссе. «Самое
замечательное в Олтмене
то, что на площадке никто не проявляет эгоизма, — говорит
Ньюмен. — Эгоисты
чувствуют себя очень неуверенно в работе с Олтменом, и это
чудесно — можно
свободно экспериментировать и углубляться в роль, зная, что эта
привилегия
предоставлена и всем остальным».
Мрачная антиутопия Олтмена у Ньюмена вызывала ассоциации с
катастрофическим
будущим, которое может ожидать человечество в результате ядерной
войны. Эти
проблемы волновали актера. В 1978 году Пол был делегатом на
специальной сессии
ООН по разоружению.
Снявшись у Д. Петри в «Форт Апаче, Бронкс» (1980), Ньюмен сыграл
затем в фильме
С. Поллака «Без злого умысла» (1981). За роль виноторговца
Галлахера,
необоснованно обвиненного в убийстве профсоюзного лидера, он в
очередной раз был
выдвинут на премию «Оскар».
В 1982 году Ньюмен снимается в картине «Вердикт» (режиссер С.
Люмет). Цьюмен в
шестой раз претендует на «Оскара» и опять его не получает.
И только в 1985 году, когда актеру исполнилось шестьдесят лет,
киноакаде-мця США
отметила его премией за вклад в американское киноискусство. А
год спустя он все
же получил «Оскара» за роль в фильме «Цвет денег» (1986) Мартина
Скорсезе.
Появление имени Пола Ньюмена в титрах картины обеспечивало
кассовый успех.
Голливудские продюсеры прдлагали ему 7 миллионов долларов за
фильм. Генерал
Гроувз в «Толстяке и Малыше»; эксцентричный губернатор Эйр Лэнг
в «Блейз»,
адвокат в «Мистере и миссис Бридж» — все эти роли с блеском
сыграны ветераном
американского кино.
Фильм Деймса Айвори «Мистер и миссис Бридж» (1990)— своеобразное
жизнеописание
процветающего семейства. Отдельные моменты этой ленты напоминают
страницы жизни
исполнителей главных ролей — Пола Ньюмена и Джоанн Вудворд.
Более чем за
тридцать лет совместной жизни у них было немало проблем, но
любовь и уважение
никогда не покидали их.
«Для существ, у которых практически нет ничего общего, наш брак
поразительно
прочен», — шутит Пол Ньюмен. В картине «Мистер и миссис Бридж»
они вместе
снимались в четырнадцатый раз (и в четвертый как муж и жена по
роли). «Обычно я
ненавижу свои фильмы, но этот я смотрел много раз, и он мне
нравится».
На экране Ньюмен появляется все реже. В 1994 году зрители могли
видеть его в
фильме «Себе на уме» Роберта Бентона. «Во всем мире теперь
трудно найти по-
настоящему интересные роли, — объясняет актер. — Когда я начинал
в пятидесятых
годах, то двадцать процентов времени проводил за чтением
сценариев, а
восемьдесят — за чтением литературы. Может, кому-то другому
теперь таскают
хорошие сценарии!.. Кино сегодня обречено на производство
дорогих картин с
нижайшим общим знаменателем. Да, актерство начинает мне
надоедать. Я, кажется,
исчерпался».
О Поле Ньюмене говорят, что он серьезен, полон фантазии, замкнут
в себе,
невозмутим и вызывает раздражение. В 1995 году он был занесен в
книгу рекордов
Гиннеса как старейший автогонщик, когда-либо участвовавший в
национальном
чемпионате. В свои 70 лет актер не менее уверенно чувствовал
себя и за штурвалом
собственного самолета.
После того как его сын скончался от наркотиков, Ньюмен образовал
специальный
фонд борьбы с наркоманией. В этот фонд он перечислял доходы с
предприятия,
производящего продукты питания, на которых стоит имя Пола
Ньюмена... Это
миллионы долларов.
Однажды Ньюмен сказал: «Я хочу, чтобы меня помнили как человека,
который
старался — старался быть частицей своего времени, старался
помочь людям наладить
общение друг с другом, старался быть порядочным в своей жизни,
старался расти
как человек. Надо всегда стараться — это главное».
В 2001 году британские поклонники кино назвали Пола Ньюмена
лучшим актером за
всю историю существования этого вида искусства. Таковы итоги
опроса,
проведенного журналом «Радио тайме».
|