ЛЕКУВРЕР АДРИЕННА
(1692—1730)
Французская актриса. С 1717 г.— в театре «Комеди Франсез».
Прославилась в
трагедиях П. Корнеля, Ж. Расина, комедиях Мольера.
Адриенна Куврер родилась 5 апреля 1692 года в деревне Дамри в
Шампани. Ее отец,
шляпник Робер Куврер, вскоре обосновался в Фиме (провинция
Суассон), а затем
вместе с семьей переехал в Париж, где открыл мастерскую.
В Париже Адриенна обучалась грамоте у монахинь. Но она мечтала о
театральных
подмостках. В четырнадцать лет Куврер выступала в любительской
труппе. Среди
ролей — Паулина в «Полиевкте» Корнелия. На талантливую девушку
обратил внимание
Марк Антуан Легран, актер «Комеди Франсез». Не будучи
сколько-нибудь выдающимся
актером, он обладал преподавательским талантом. Адриенна с
согласия родителей
стала учиться у Леграна и быстро овладела азами актерского
мастерства.
Через два-три года Леграну стало ясно, что ему уже нечему учить
подопечную.
Театральную карьеру Куврер надо было начинать в провинции:
лучших своих актеров
королевский французский театр получал оттуда. По рекомендации
Леграна, Элизабет
Клавель, открывшая театр в Лилле, включила Адриенну в свою
труппу. Так Адриенна
Куврер, чью фамилию снабдили для сцены облагораживающей
приставкой Ле, стала
актрисой Лилльского театра.
Сначала ей приходилось играть в комедиях. Зрители ее заметили и
оценили. В 16—
17 лет ей все чаще поручались главные роли. Вскоре после своего
дебюта в 1708
году Лекуврер сошлась с молодым актером Кпавелем. Он добился
того, чтобы
Адриенна получила приглашение на первые роли в Люневиль в труппу
герцога
Лотарингского.
В Люневиле Лекуврер встретила капитана Рикардийского полка,
барона Д. В ее
глазах он был героем: в сражении при Рамильи ему прострелили
навылет грудь.
После падения с лошади рана открылась, и барон умер на руках
Адриен-ны. На
какое-то время она оставила сцену. И только осенью 1711 года
подписала
соглашение с дирекцией театра Страсбурга, где перешла на
положение первой
актрисы.
Адриенна пользовалась успехом. Талантливую актрису окружали
поклонники. Самым
упорным оказался молодой граф Франсуа де Кленглен, сын
аристократа. В результате
этой связи на свет появилась Франсуаза-Екатерина-Урсула. Однако
именно рождение
Франсуазы стало одной из причин разрыва отношений между актрисой
и графом.
Кстати, есть упоминание и о другой дочери Адриенны, родившейся в
1710 году, —
Елизавете-Адриенне. Об отце этой дочери нет сведений, кроме
имени (Филипп Ле-
Руа), которое могло быть и вымышленным.
В конце 1716 года Адриенна Лекуврер переехала в Париж. Ее дебют
на сцене «Комеди
Франсез» состоялся 17 мая 1717 года. Адриенна выбрала роль
Электры из трагедии
под тем же названием Кребильона-старшего и роль Анжелики в
мольеровском «Жорже
Дандене», единственную из комических ролей, которую она
по-настоящему любила.
Хорошо зная, что именно принесло ей славу в провинции, Адриенна
Лекуврер решила
и в «Комеди Франсез» отойти от господствовавшего на этой сцене
декламационного
стиля. И в решающий для ее карьеры вечер она по-настоящему
играла, двигалась и
жила, произносила стихи с интонацией и чувством, каких требовала
в данном случае
драматическая ситуация. Публика пришла в восхищение.
После успешного дебюта Адриенна бывала занята в театре очень
часто. Мо-нима в
«Митридате» Расина, главная роль в его же «Беренике», Ирина в «Андронике»
Кампистрона, Алкмена в мольеровском «Амфитрионе», наконец,
Паулина из
«Полиевкта» Корнеля. Все это имело у публики такой успех, что
уже 20 июня ее
формально приняли в Товарищество господ королевских актеров с
половинной долей,
а через год после дебюта она стала полноправной и весьма
влиятельной
сосьетеркой.
В течение тринадцати лет Адриенна была лучшей исполнительницей
героинь Расина.
Конечно, она не могла не ощущать и не понимать исключительной
близости Расина
именно ее дарованию. «Федра» и «Ифигения», «Митридат» и «Баязет»,
«Андромаха» и
«Береника» — вот трагедии, где Адриенна выступала чаще всего.
Кроме Расина в ее
репертуаре достойное место занимал Корнель: помимо «Полиевкта»,
где она
оставалась неподражаемой Паулиной, Адриенна играла и в других не
сходящих со
сцены трагедиях Корнеля — в «Сиде», «Цин-не», «Горации», «Родогуне»,
«Никомеде».
Зрителей поражала убежденность актрисы, что действие, в котором
она участвует,
есть изображение жизненной правды. Публику восхищало умение
«входить в роль»,
изображать переживания так, чтобы они становились органическими
и полноценными.
В начале XVIII века психологическая правдивость казалась
дерзновенным
новаторством, которое потрясало и восхищало всех, кто был
способен его понять и
оценить. Еще одной особенностью игры Адриенны, которую тоже
отмечали почти все,
была способность отзываться на слова партнера и собеседника,
когда ответ на них
еще не зазвучал, но уже существует, уже дается актрисой, уже
угадывается и
понимается зрителем.
Адриенну Лекуврер считают до некоторой степени реформатором
театрального
костюма. Например, изображая Елизавету Английскую в трагедии
Тома Корнеля «Граф
Эссекс», она вышла на сцену в придворном туалете и с синей
лентой ордена
Подвязки, а для роли Корнелии из трагедии старшего Корнеля
«Смерть Помпея»
облачилась вопреки всем обычаям в траурное черное платье и
распустила волосы.
Комедиограф и театральный критик д'Эгбер писал об игре Лекуврер:
«Едва появляясь
на сцене, она была уже захвачена своей ролью. Но при этом
полностью владела и
своим сердцем и чувствами. Без малейшей натуги переходила она от
бурного порыва
к ясному спокойствию, от нежности к ярости, от внезапного испуга
к притворству.
На лице ее последовательно сменялись выражения спокойствия,
смущения,
покорности, гордости, подавленности, угрозы, гнева, сострадания.
И публика сразу
же заражалась всеми этими чувствами, не пытаясь сопротивляться,
удивлялась ее
удивлением, страшилась, жаловалась и трепетала вместе с нею.
Зрители плакали еще
до того, как она начинала проливать слезы. Ибо в ней не было
ничего, что не
казалось бы реально существующим... Но свое
страстное чувство она всегда согласовывала с общим характером
действия, никогда
не забывала одного ради другого, и в самых исступленных порывах
оставалась
благородной: ее Федра предавалась гневу и любовной страсти, ни
на один миг не
теряя царственного величия...»
Лекуврер повезло и в том, что она обрела партнера, равного ей по
таланту и
разделявшего ее взгляды: в 1721 году в театр вернулся знаменитый
артист и
необыкновенный человек Мишель Барон. Но самым верным и
постоянным другом
Адриенны Лекуврер стал молодой Вольтер. Адриенна была всего на
два года его
старше. Вольтер в письме, написанном через год после смерти
Лекуврер, называет
себя «человеком, который был поклонником ее таланта, ее другом и
возлюбленным».
В 1721 году Вольтер заболел ветряной оспой — по тем временам это
была довольно
серьезная болезнь. Адриенна ухаживала за ним, не считаясь с
опасностью
заразиться. В театре они часто работали вместе, деля успех и
неудачу.
Лекуврер пользовалась успехом в высшем свете. Своим положением
она была обязана
исключительно себе. Она много читала, причем не только романы и
стихи, но и
книги по истории. Адриенна не славилась острословием и
ироническим блеском
речей, но ее суждениям всегда хватало своеобразия, меткости и
глубины. Ее
отличали душевная чуткость, такт, искренность и, простота.
Помимо друзей — литераторов и философов, были у нее и
влиятельные поклонники.
Это Пренжан, управляющий делами герцогини Брауншвейгской, затем
британский
аристократ, влюбленный в Париж и Адриенну, лорд Питер-боро,
который говорил ей:
«Мне в Вас нужно как можно больше ума и как можно больше любви
ко мне». И в эту
область своей жизни актриса сумела не дать доступа пошлости и
грубости.
В 1721 году Адриенна Лекуврер встретилась и сблизилась с Морисом
Саксонским,
будущим маршалом Франции. Сын курфюрста Саксонского, короля
Польского Августа II
и его фаворитки Авроры фон Кенигсмарк появился в Париже после
того, как его
услали из Дрездена за слишком веселую и широкую жизнь. Адриенна
Лекуврер
полюбила Мориса за то, что он был королевский сын, но в то же
время изгнанник,
за то, что он был герой, но обреченный ставить свое геройство на
службу людям,
куда менее достойным, чем он сам.
Морис мечтал о собственном княжестве, и для него оно стало
принимать реальные
очертания в виде герцогства Курляндского. Узнав, что Морису
нужны деньги,
Лекуврер немедленно продала свои драгоценности, серебряную
посуду и послала в
Курляндию 40 000 ливров. Адриенна не могла себя обманывать: если
бы Морис достиг
цели, она потеряла бы его навсегда. Деньги не помогли. То ли
было уже поздно, то
ли попытка Мориса завладеть Курляндией была обречена с самого
начала.
И вот судьба столкнула Лекуврер и графа Мориса Саксонского с
«роковой» женщиной.
Это была очень знатная, очень молодая и очень красивая,
четвертая жена
престарелого герцога Бульонского. Несмотря на свою ревность,
Адриенна готова
была мириться с этим приключением Мориса. Но случилось
непредвиденное, очередной
каприз герцогини превратился в серьезное увлечение, а она не
терпела никаких
препятствий.
В воскресенье 24 июля 1729 года горничная передала Адриенне
записку. Некий аббат
Буре сообщал, что враги имеют намерение ее отравить. Позднее он
назвал имя
злодейки — герцогини Бульонской. Адриенна всерьез поверила в
жестокий замысел
соперницы. Морис Саксонский также готов был верить в ее
коварство. Весь Париж
шумел и волновался по поводу того, что герцогиня Бу-
льонская пыталась отравить мадемуазель Лекуврер. Все — и
дворяне, и буржуазия, и
простой народ, — разумеется, стояли на стороне жертвы.
Адриенна всегда была слабого здоровья и после всех пережитых
волнений она целых
три недели не появлялась на подмостках «Комеди Франсез». Первое
после столь
длительного перерыва выступление ее состоялось 10 ноября в роли
Федры — любимой
роли из любимой трагедии Расина.
Спектакль из обычного превратился в парадный. На нем
присутствовали принцы
крови, придворные, литераторы, знатные дамы, гордившиеся своей
дружбой с
мадемуазель Лекуврер. Пришли близкие друзья-мужчины —
д'Ар-жанталь, Вольтер,
Фонтенель, Дю Марсэ и другие. Адриенна ощутила небывалый подъем,
острое нервное
возбуждение.
Когда началось третье действие, в ложу вошла герцогиня
Бульонская. По-видимому,
она хотела своим присутствием продемонстрировать всем презрение
к клевете.
Первые две сцены прошли благополучно, но в третьей сцене к
Федре, узнающей о
том, что Тезей жив, возвращаются и ужас, и растерянность,
Адриенне снова надо
было переживать на сцене смятение чувств. Внезапно она забыла,
что изображает
Федру, и с гневом бросила в ложу герцогини те слова, которые
должна была
произнести в диалоге с Эноной:
Я не из женщин тех, беспечных в преступленье, Что, гнусность
совершить готовые
всегда, Умеют не краснеть от тяжкого стыда
Демократичный в массе своей партер разразился неистовыми
аплодисментами. Люди
«большого света», в том числе и друзья Адриенны, с ужасом
переглядывались в
своих ложах. Герцогиня Бульонская встала и покинула театр.
Спектакль, впрочем, продолжался. Адриенна блестяще провела
труднейшую сцену
четвертого действия. Несмотря на скандальный эпизод в третьем
действии,
спектакль закончился для Адриенны триумфально. Однако между
«Комеди Франсез» и
герцогиней Бульонской началась довольно длительная война.
После скандала, разыгравшегося на представлении «Федры»,
мадемуазель Лекуврер
несколько раз выступала на сцене — сначала в «Горации» Корнеля,
затем в
«Электре» и «Флорентинце». Правда, потом в течение месяца она не
могла играть.
Наступил роковой март 1730 года. Адриенна, словно стараясь
нагнать упущенное,
играет 5-го, 13-го, 14-го и, наконец, — в последний раз — 15-го.
В тот вечер давали «Эдипа» Вольтера. Адриенна, исполнявшая роль
Иокас-ты, весь
день чувствовала себя неважно, а в театре ей стало совсем плохо.
И все же она
продолжала играть, хотя многие в зрительном зале заметили и ее
состояние, и ее
героические усилия довести спектакль до конца.
Вернувшись домой, Адриенна слегла и уже не вставала. Морис
Саксонский, Вольтер,
д'Аржанталь все время находились при ней. Утром 20 марта 1730
года Адриенна
скончалась.
На следующий день «Комеди Франсез» была в трауре: спектакль,
назначенный на
вечер, отменили. С новой силой поднялась молва о злодейском
отравлении.
Вольтер и друзья Адриенны, которые не верили в отравление,
позаботились, чтобы
квалифицированные медики произвели вскрытие. Никаких следов яда
не обнаружилось,
медицинское заключение дало диагноз: «Больная скончалась от
воспаления кишечника
и внутреннего кровоизлияния».
Католическая церковь отказывала в христианском погребении тем
людям актерской
профессии, которые не захотели или почему-либо не смогли
отречься на смертной
одре от своего греховного лицедейства и раскаяться в нем. С
Адри-енной как раз
это и произошло. По распоряжению начальника полиции в ночь со
вторника на среду
тело Адриенны завернули в мешковину и отвезли в полицейской
карете на ближайший
пустырь на берегу Сены. Тело опустили в приготовленную яму,
засыпали негашеной
известью, потом землей. Место захоронения затерялось.
Возмущенный Вольтер
написал эпитафию, которая стала прекраснейшим, поистине
нерукотворным памятником
актрисе. Гений Франции был убежден, что Лекуврер — актриса,
«которой в Греции
воздвигали бы алтари».
Адриенна Лекуврер изображала на сцене трагических героинь и
недаром в письмах к
Пирону так решительно защищала свое право на героику в театре
своего времени. Но
ее собственная короткая жизнь и ее внезапная загадочная для
большинства смерть
из нее самой делали героиню уже почти готовой драмы.
Романтическая легенда о том, как великая артистка простого
происхождения, дочь
народа, пала жертвой распутной аристократки, уверенной в своей
безнаказанности,
слишком дорога была уму и сердцу многих людей, чтобы легко
умереть. Она и
осталась жить — в некоторых мемуарах и письмах, в нескольких
пьесах с
захватывающим сюжетом и интересными ролями.
|