ЧЕРКАСОВ НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ
(1903—1966)
Русский актер театра и кино. Среди ролей: Петр Первый («Петр
Первый»), Иван
Грозный («Великий государь»), Мичурин («Жизнь в цвету»), Хлудов
(«Бег»), Осип
(«Ревизор») и др. Снимался в фильмах: «Депутат Балтики», «Петр
Первый»,.«Алек-
сандр Невский», «Иван Грозный», «Дон Кихот», «Все остается
людям» и др.
Николай Константинович Черкасов родился 27 июля 1903 года в
Петербурге, в семье
железнодорожного служащего Константина Александровича Черкасова.
С детства Коля
был увлечен музыкой. По вечерам мать, Анна Андриановна, играла
на рояле. Отец
водил его в оперу и на симфонические концерты. Еще подростком
Черкасов услышал
Ф.И. Шаляпина — и образ Бориса Годунова остро и сильно
запечатлелся в его
сознании.
В 1919 году Николай вышел на сцену Мариинского театра — в
качестве статиста он
появлялся в нескольких картинах спектакля «Борис Годунов», в
котором блистал
Шаляпиь.
Черк юов подал заявление в Военно-Ме-дицинск.. ., академию и
одновременно
поступил на курсы мимистов при Мариинс-ком театре. Семье жилось
трудно, и надо
было искать возможность приработка. В качестве пианиста Николай
играет на
молодежных вечеринках, участвует в спектаклях Большого
Драматического театра.
23 июля 1919 года Черкасов получил первый театральный контракт:
он был принят
мимистом третьей категории в Мариинский театр. Молодой артист
исполнял
эпизодические роли, его также занимали в балетах — сначала в
массовых сценах, а
затем в отдельных эпизодах.
В 1920 году Черкасов был также включен в состав Студии молодого
балета. Вначале
он играл характерные мимические роли в классических балетах —
например, отца
Колэна в «Тщетной предосторожности», брамина в «Баядерке», злого
гения в
«Лебедином озере» Чайковского, наконец, Дон-Кихота в одноименном
балете. Затем
начал выступать в комических характерных танцах. Балетмейстеры
отмечали его
несомненный талант. В «Фее кукол» Черкасов исполнял негритянскую
пляску и всегда
бисировал ее по i ребованию зрителей. В печати появились лестные
отзывы. После
«Двенадцатой ночи» его отметили как «вполне готового
актера-эксцентрика с
большой техникой».
Осенью 1923 года Черкасов поступил в Ленинградский институт
сценических
искусств, на драматическое отделение. Чуть позже студенты
поставили веселый
пародийный номер «Танцевальное трио — Пат, Паташон и Чарли
Чаплин». Чарли
Чаплина изображал Петр Березов, Паташона — Борис Чирков, а роль
Пата досталась
Николаю Черкасову.
Трио получало множество приглашений и чуть ли не ежедневно
появлялось на
различных клубных вечерах, а затем и на профессиональной
эстраде, — иногда по
три-четыре раза в день. Нина Николаевна Вейтбрехт, студентка
отделения истории
искусств, впервые увидела Черкасова именно в образе долговязого
Пата во время
выступления в Саду отдыха. Через несколько дней они
познакомились на
студенческой вечеринке. «Как вы непохожи на вашего Пата!» —
удивилась девушка.
Черкасов улыбнулся в ответ: «Если бы вы знали, сколько времени я
трачу, чтобы
быть похожим на него!» В ноябре 1930 года они поженились, а
следующей весной в
семье родилась дочка.
По словам самого Черкасова, его путь как профессионального
актера драмы начался
на сцене ленинградского Театра юных зрителей. К тому времени у
Черкасова
сложилась репутация актера-эксцентрика, он уже сыграл несколько
эпизодических
киноролей — парикмахера Шарля в немом фильме «Поэт и царь»
(1927), клоуна в «Его
превосходительстве», Пата в «Моем сыне». Огромное впечатление на
него произвела
книга К.С. Станиславского «Моя жизнь в искусстве», которая
бесконечно обогатила
его, опрокинула многие его представления. Бессменный
руководитель ТЮЗа Александр
Александрович Брянцев сразу же дал Черкасову главную роль в
новой постановке — в
«Дон Кихоте» (1926).
В марте 1929 года актеру предложили перейти из ТЮЗа в театр
«Мюзик-холл». После
недолгих колебаний Черкасов согласился. Одной из причин такого
решения была
материальная. После смерти отца Черкасов помогал матери, сестре,
продолжал
заботиться о собственной семье. В «Мюзик-холле» платили все-таки
вдвое больше,
чем в ТЮЗе. Но вскоре он понял, что не мыслит свое существование
без
драматического театра и кино.
Весной 1931 года Черкасов переходит в Ленинградский театр
«Комедия». Как
драматический актер, он сыграет в нескольких пьесах
классического и современного
репертуара.
Его первая относительно большая работа в звуковом кино — роль
Коли Лошака в
фильме «Горячие денечки» Зархи — изобиловала смешными
подробностями, забавными
трюками.
Режиссер Вайншток предложил ему сняться в «Детях капитана
Гранта». Неутомимого
путешественника, географа Паганеля Черкасов играл с радостью,
поскольку с
детства любил этого героя Жюля Верна. В фильме он исполнил
знаменитую песенку
Паганеля «Капитан, капитан, — улыбнитесь!..»
В 1934 году Черкасов поступает в труппу Ленинградского
академического театра
драмы имени А. С. Пушкина. Его первая роль Сенечки Перчаткина в
водевиле В.
Шкваркина «Чужой ребенок» строилась на одной эксцентрике. Но уже
в следующем
спектакле «Вершины счастья» по пьесе Дос Пассоса он убедительно
сыграл сыщика
Айка Ауэрбаха. Среди его последующих ролей: монах Варлаам
(«Борис Годунов»),
Осип («Ревизор»), Крогстедт («Нора»), Буланов («Лес»)...
Черкасов давно мечтал о роли Петра I. И когда на студии
«Ленфильм» собирались
экранизировать роман А.Н. Толстого «Петр Первый», он обратился
со своим
предложением к руководителям киностудии. В ответ постановщик
фильма режиссер
В.М. Петров воскликнул: «Ряшку для этого нужно иметь!», и
предложил Черкасову
сыграть главного противника петровских преобразований, царевича
Алексея. Выбор
Петрова был неожидан и для окружающих и для самого актера. Но,
поразмыслив,
Черкасов согласился.
Прочитав сценарий, Черкасов засел за книги. Он внимательно
изучал огромные
фолианты, углублялся в исторические исследования, долго
рассматривал
старинные гравюры и портреты петровских времен. Создавая образ
царевича Алексея,
Черкасов видел в нем человека, не лишенного характера, активных
волевых черт.
При просмотре отснятого материала будущего фильма А.Н. Толстой
отметил верность
и, главным образом, полноту характеристики Алексея. Это было
высшей похвалой для
молодого актера.
Когда начались съемки второй серии фильма, Черкасову предложили
роль Петра I в
спектакле Театра им. А.С. Пушкина. «По вечерам я играл в театре
Петра I, а по
утрам снимался в роли царевича Алексея, так что товарищи мои
надо мной
подтрунивали, сложив шутливое двустишие: «С утра и до утра — то
Алексея, то
Петра», — вспоминал Черкасов.
В перерыве между съемками режиссеры Зархи и Хейфиц вручили ему
сценарий нового
фильма «Беспокойная старость». Быстро прочитав его, Черкасов
решил сделать все
возможное и невозможное, чтобы получить роль профессора
Полежаева, хотя тому по
сценарию было семьдесят пять лет, а ему лишь тридцать два.
Первая проба на роль
ученого получилась неудачной. Черкасов добился повторных проб и
был утвержден на
роль.
Образ профессора Полежаева был навеян образом великого ученого
К.А. Тимирязева.
Черкасов изучал его биографию, знакомился с его статьями и
письмами, стремясь
понять его внутренний мир, его психологию. Николай
Константинович вспоминал:
«Играя Полежаева как мудрого старика, человека с глубоким, ясным
умом и
несколько «беспокойным» характером, я вместе с тем старался
раскрыть его
необычайную душевную молодость, показать его не свободным от
чисто юношеских и
даже эксцентрических повадок .. Постепенно я настолько сжился с
образом
профессора Полежаева, что естественно, непринужденно мог
показать его в любой
ситуации — показать, например, как он занимается гимнастикой или
танцует мазурку
в день своих именин, как ищет завалившуюся за шкаф книгу, как
беседует с
дворником у ворот своего дома».
Премьера «Депутата Балтики» состоялась 1 января 1937 года в
Ленинградском Доме
кино и вызвала бурю восторга. Черкасов опроверг все сомнения и
недоумения. Его
профессор стал классической ролью отечественного кино. На
Международной выставке
в Париже фильм был удостоен «Гран-при».
1 декабря 1938 года на экраны вышла картина С. Эйзенштейна
«Александр Невский» с
Черкасовым в главной роли. И вновь о работе актера заговорили
как об открытии,
созвучном времени. Черкасову удалось раскрыть все богатство
характера
легендарного полководца — сложного, сильного, волевого,
вобравшего в себя лучшие
черты могучего русского народа.
В апреле следующего года зрители увидели еще один фильм с его
участием — «Ленин
в 1918 году». Черкасов создал достоверный образ писателя Алексея
Максимовича
Горького. Роль небольшая, но запоминающаяся.
Летом в семье Николая Константиновича случилось горе — умерла
новорожденная
дочь. Чтобы приглушить боль, Черкасовы отправляются в
гастрольную поездку на
Дальний Восток. Задушевные встречи со зрителями, а главное —
забота, внимание,
любовь мужа помогли Нине Николаевне пережить трагедию.
В начале 1941 года в семье родился сын Андрей. В августе
Академический театр
драмы эвакуировался в Новосибирск, вместе с ним уехали Черкасов,
его жена и
сынишка. Старшая дочь осталась в Ленинграде (она погибнет во
время блокады
вместе с тестем Черкасова).
На новом месте Николай Константинович создал концертную бригаду
из артистов
своего театра и поехал с гастролями на корабли Балтийского
флота. Через
несколько месяцев в Новосибирск из Алма-Аты, где работала
Централь-
ная объединенная киностудия, пришло письмо от Эйзенштейна.
Режиссер предложил
Черкасову роль Ивана Грозного.
Съемки начались в 1943 году. Черкасов видел в своем герое прежде
всего
гениального государственного деятеля, полководца. «Мужественный,
величавый,
волевой образ Ивана Грозного, бесстрашного в борьбе за высшие
интересы
государства, насыщенный сложным психологическим содержанием,
поставленный в
острые по своему драматизму положения, в ситуации подлинного
трагического
характера, с первых же дней работы над ролью поглотил все мое
внимание и силы»,—
писал актер.
28 октября 1944 года состоялся просмотр первой серии фильма на
большом
художественном совете. Сталин остался ею доволен.
На волне успеха киногруппа Эйзенштейна приступила к работе над
продолжением
картины. Но судьба ее оказалась печальной.
Во время приема в Кремле 25 февраля 1947 года Сталин сказал
Эйзенштейну и
Черкасову, что излишняя торопливость в таком деле не нужна и
очень важно, чтобы
картина была сделана в стиле эпохи, в соответствии с
исторической правдой. На
следующий день после беседы в Кремле Н. Черкасову было присвоено
звание
народного артиста СССР. С Эйзенштейн же через несколько месяцев
умер, что не
позволило переделать картину.
Весной 1946 года состоялась первая заграничная поездка Черкасова
— в составе
делегации деятелей советской кинематографии он вылетел в
Чехословакию на
фестиваль советских фильмов Через несколько месяцев режиссер
Григорий
Александров предложил ему роль Громова в картине «Весна» (1947).
Во время съемок Николай Черкасов вместе с Григорием
Александровым и актрисой
Любовью Орловой попал в серьезную аварию. Несколько дней он
провел в пражской
больнице Однажды в его палату заглянула старушка и спросила с
улыбкой: «Не здесь
ли лежит профессор Полежаев?» Посетительница протянула актеру
букет цветов, к
которому был привязан небольшой пряник в форме сердца. Николай
Константинович
был очень тронут таким вниманием...
На рубеже 1940 — 1950-х годов Черкасов снимался в основном в
историко-
биографических картинах: «Адмирал Нахимов» (1946), «Пирогов»
(1947), «Академик
Иван Павлов», «Александр Попов», «Счастливого плавания» (все
—1949),
«Мусоргский», «Жуковский» (оба— 1950), «Белинский» (1951),
«Римский-Кор-саков»
(1953), «Они знали Маяковского» (1955). Герои Черкасова никогда
не были похожи
один на другого, так же как и не были похожи на самого актера, —
и в этом
великое искусство Черкасова, искусство перевоплощения.
В трех фильмах — «Александр Попов», «Счастливого плавания» и
«Мусоргский» он
исполнял главные роли.
«Играя роль Попова, — писал Черкасов, — я прежде всего стремился
показать
человека ясного светлого ума и сильного, зоркого научного
предвидения — светоча
технического мышления, подарившего человечеству гениальное
открытие и
утвердившего приоритет нашей отечественной науки».
За роль воспитателя суворовцев Левашова из «Счастливого
плавания» Черкасову была
присуждена пятая по счету Сталинская премия (1950).
Работая над образом Стасова в фильме о Мусоргском, Черкасов
прекрасно
использовал свои пластические и голосовые возможности, ибо его
героя называли
«Владимиром громогласным». Роль Стасова ¦— бесспорная удача
актера.
В Академическом театре драмы Черкасов с успехом играл в
спектаклях. «Великий
государь» (Иван Грозный), «Жизнь в цвету» (ученый И.В. Мичурин),
«Борис Годунов»
(Варлаам), «Ревизор» (Осип), «Гражданин Франции» (ученый
Дюмон-Тери)...
Черкасов вел большую общественную работу и, как член Советского
комитета защиты
мира, часто выезжал за рубеж. Его избирали депутатом Верховного
совета СССР, он
был одним из основателей Союза кинематографистов СССР,
заместителем председателя
Всероссийского театрального общества.
В 1952 году вышла книга Черкасова «Записки советского актера»,
снискавшая
большой успех у читателей. Получив гонорар, он построил
небольшой дом на
Карельском перешейке в дачном поселке Комарово. От его квартиры
на Кронверкском
проспекте туда можно было добраться на машине всего за полчаса.
Соседями
Черкасовых по даче были Шостаковичи.
В марте 1956 года Черкасов снимается в главной роли у Григория
Козинцева в
фильме «Дон Кихот». Есть что-то странное, а может быть,
закономерное, что всю
свою жизнь Черкасов не расставался с «рыцарем печального
образа». Впервые он
сыграл эту роль в эпизоде в опере Массне, затем исполнял партию
Дон Кихота в
балете Минкуса. Позднее Черкасов играл Дон Кихота в спектакле
ТЮЗа, в
постановке, насыщенной музыкой, пением и танцами. Ему довелось
также появиться в
роли «рыцаря печального образа» на сцене Театра им. Пушкина, где
гротеск и
некоторая эксцентричность сочетались с глубокой психологической
разработкой
характера.
И наконец последний, пятый «Дон Кихот» Черкасова. «С мыслями о
нем я ложился
спать, с мыслями о нем я просыпался», — писал актер. Ежедневные
съемки по
двенадцать—четырнадцать часов в день проходили в Старом Крыму,
где днем
градусник зашкаливал за пятьдесят градусов! Латы Дон Кихота
раскалялись так, что
Николай Константинович порой шутил: «Никто не хочет на мне
пожарить яичницу?»
Фильм «Дон Кихот», вышедший на широкий экран весной 1957 года,
был восторженно
встречен зрителями. Картина демонстрировалась на международном
кинофестивале в
канадском городе Статфорде. За исполнение роли Дон Кихота
Черкасову была
присуждена премия «Лучшему актеру».
27 июня 1958 года состоялась премьера спектакля «Бег» по пьесе
М.Булгакова, в
котором Черкасов создал образ Хлудова. В ноябре следующего года
актер сыграл
роль уральского академика Федора Алексеевича Дронова в спектакле
по пьесе С.
Алешина «Все остается людям». «Я убежден, что мой Дронов совсем
не обязательно
должен называться академиком, — писал актер. — Он мог бы быть и
шахтером, и
председателем колхоза, и врачом. Важно, что всюду он был бы
личностью
исключительной. Не «одним из многих», а одним из немногих, тем,
кто ведет за
собой, а не стремится затеряться в толпе».
В 1962 году кинорежиссер Натансон перенес эту пьесу на широкий
экран. Главную
роль, конечно, исполнил Черкасов.
К тому времени здоровье актера заметно ухудшилось. Последние
годы его мучила
астма. Несмотря на это он продолжал выходить на сцену
Академического театра
драмы.
Однажды на производственном совещании администрация театра,
испытывающая
затруднения с заработной платой, решила отправить на пенсию двух
актеров.
Черкасов сказал, что лучше уж уволить его, поскольку он получает
значительно
больше. 1 августа 1965 года был подписан приказ «Об освобождении
Черкасова Н.К.
от работы в связи с переходом на пенсию».
Увольнение было для него тяжелым ударом. В 1965 году он все же
съездил в Лондон.
В мае следующего года нашел в себе силы провести
отчетно-выборную конференцию
Ленинградского отделения ВТО. В августе его вновь положили в
больницу. 14
сентября 1966 года Черкасов скончался.
«С точки зрения профессиональной он был уникален, — считает
народный артист СССР
И. Горбачев. — Ему была по силам и высокая трагедия — я помню
сцену смерти сына
Грозного в «Великом государе», мурашки по коже бегали. И роли
комические.
Например, Осипа в «Ревизоре» он играл так, что мы, актеры, от
смеха удерживались
с трудом. А танцевал как! Показывал нам, как в юности изображал
Пата... Это
умение видеть в жизни и трагическое, и комическое, видеть и
донести до зрителей
— качество редкостное. Черкасов — представитель истинно русской
школы драмы:
исповедальной и самосгорающей. Он отдавался роли весь. Задыхался
на сцене от
ярости, если это надо, и это была его, черкасов-ская ярость,
переплавленная в
тот или иной характер».
|