|
ДЕПАРДЬЕ ЖЕРАР
(р. 1948)
Французский актер. Снимался в фильмах: «Вальсирующие»,
«Последнее метро» (премия
«Сезар») «Дантон», «Камилла Клодель», «Сирано де Бержерак»
(премия «Сезар»),
«Мой американский дядюшка», «Зеленая карточка», «Богус»,
«Железная маска», «Граф
Монте-Кристо», «Наполеон» и др.
Жерар Депардье родился в Шатору 27 декабря 1948 года Отец, Рене,
был
разнорабочим и много пил, мать, Алиса, часто рожала (всего в
семье было шестеро
детей) Родители бесконечно ссорились и мирились. В детстве Жерар
заикался, но со
временем от этого дефекта речи он избавится.
В Шатору располагалась база НАТО. Жерар вовсю занимался мелкой
спекуляцией,
процветавшей благодаря его красноречию. Он продавал виски и
сигареты «В
тринадцать лет чего я только не пил, — вспоминает актер, —
водку, виски,
красное, белое, розовое вино . Стоял на стреме, но кражи были
мелкие... Это был
мой мир, и таким он остался. Я входил в большую семью улицы. Я
все еще
принадлежу к ней. Детство держит тебя долго в своей власти, и
это то, что в тебе
есть лучшего».
Заскучав в Шатору, Депардье отправляется путешествовать
автостопом. Он попадает
на Юг, где обслуживает на пляже отдыхающих Затем, изображая
слепого, торгует
мылом. Вернувшись домой, Жерар, по настоянию матери, идет
учиться на печатника. Однажды, после очередного запоя,
оказавшись в коматозном
состоянии в больнице, он услышал от врача, что если не бросит
пить, то пропадет.
Приятель уговаривает Депардье вместе с ним отправиться в Париж,
чтобы учиться
там на актера.
Поступив в 1965 году сначала на курсы Дюлена при Национальном
народном театре,
Жерар некоторое время занимался под руководством педагога Арно,
а затем девять
месяцев провел в частной школе Жана-Луи Коше. Депардье убирал
помещение, ставил
декорации в учебных спектаклях и за это освобождался от платы за
учебу Коше
отмечал феноменальную память шестнадцатилетнего парня, его
природный артистизм.
Впервые Жерар Депардье снялся в 1965 году в фильме Роже
Леенхардта о битниках,
затем стал работать на телевидении.
Еще во время учебы Жерар Депардье с успехом сыграл в нескольких
спектаклях В
1968 году он выступал в учебных театральных постановках. Среди
других его вполне
успешных появлений на сцене — в пьесе Фрисдея «Обманутая
девушка» (1970), а
через несколько месяцев он сыграл вместе с Натали Бай и Бернаром
Блие в
«Галапагосе»
В 1970 году Депардье женился на Элизабет Гиньо, которая была
старше его на шесть
лет. Она окончила психологический факультет Парижского
университета и какое-то
время посещала курсы Коше «Едва я только начал работать
по-настоящему, я тотчас
завел семью Мне нужна была женщина, которая могла бы мне
помогать, такой
женщиной стала моя жена», — говорил Жерар. В семье родились сын
Гийом и дочь
Жюли
Депардье участвует в постановке Клода Режи «Савед» Режиссер
знакомит его с
системой Станиславского, вводит в среду парижской интеллигенции,
увлекающейся
экзистенциализмом. Именно Режи свел Депардье с известной
писательницей и
кинорежиссером Маргаритой Дюрас В ее фильме «Натали Гран-жье»
(1973) Депардье
удачно сыграл большую роль коммивояжера Вслед за этим он
снимется у Дюрас в
лентах «Жена Ганжа» (1974), «Бакстер, Вера Бак-стер» (1977),
«Грузовик» (1977).
Депардье некоторое время работал в авангардистском театре «Кафе
де ля Гар»
(«Кафе у вокзала»), где тогда выступали будущие знаменитости
Девэр, Миу-Миу,
Колюш, Рюфюс и другие. Особенно сближается он с Патриком
Девэ-ром. Вместе с ним
и Миу-Миу Депардье снялся в 1973 году в нашумевшей картине
Бертрана Блие
«Вальсирующие». Фильм рассказывал о нескольких месяцах в жизни
двух друзей из
пригорода Тулузы О своей роли Жерар Депардье говорил еще в ходе
съемок. «Это
прекрасная роль. Я сразу вошел в нее целиком, играя парня,
который никоим
образом не хочет жить скучно Ему охота познать как можно больше
эмоций и жить со
скоростью сто километров в час. Но, чтобы удовлетворить подобную
жажду,
приходится нарушать законы и взламывать созданные обществом
табу».
Рецензии на фильм были противоречивыми Старый критик Жан де
Барон-сели писал в
вечерней «Монд». «Мало сказать, чем обязан фильм актерам,
Жера-ру Депардье в
особенности. Природная сила этого здоровяка с разбитым носом
ярко проявляется на
экране Он умеет одним взглядом, одним жестом выразить всю
хрупкость персонажа
Жан-Клода»
После «Вальсирующих» Депардье активно предлагали роли
симпатичных подонков Но
ему не хотелось становиться актером одного амплуа. Поэтому Жерар
играет молодого
боксера в картине Сотэ «Венсан, Франсуа, Поль и другие» (1974),
вожака
итальянских крестьян в «1900» («Двадцатый век») (1975)
Бертолуччи, безработного
инженера в «Последней женщине» (1975) Феррери, врача Берга,
затравленного
врачебной мафией, в фильме Руффио «Семь смертей по одному
рецепту» (1975)
Депардье знакомится с режиссером Андре Тишине В его фильме
«Барокко» (1976)
Жерар создал два разных мужских характера— слабовольного
неудачника и зловещего
убийцу Действие разворачивается на фоне романтической любви
Жерар составил
гармоничный дуэт с восходящей звездой французского кино Изабель
Аджани.
В конце 1970-х Депардье успешно снимается в картинах «Скажите
ей, что я ее
люблю» (1978), «Сахар» (1979) Руффио (за роли в этих фильмах
Депардье был
номинирован на премию «Сезар»), а также в получившем «Оскар»
фильме «Приготовьте
носовые платки» (1979) Бертрана Блие
Жерар теперь нарасхват. Элизабет взяла на себя все заботы по
воспитанию детей и
содержанию дома в Буживале, где они поселились. Депардье может
всецело отдаться
любимому делу.
Морис Пиала дает ему очень разные, но интересные роли — «Пулу»
(1980), где он
играет «симпатичного» подонка, привлекательного для женщины из
буржуазной среды
своими мужскими достоинствами и которая ради него бросает свой
налаженный быт и
мужа, затем в картине «Полиция» (1985), где герой Депардье,
честный полицейский,
становится жертвой любви к проститутке-наркоманке.
«Никто не знает, что такое талант, но, наверное, он у меня
действительно ,1
есть, — рассуждает Жерар Депардье. — По крайней мере я уверен:
человеку с *
талантом жить куда интереснее, небанальнее. Я до сих пор гляжу
на вещи с точки
зрения непослушного, любопытного ребенка, который все время
подслушивает и
подглядывает. По моему разумению, талант — как раз умение
подглядывать и
подслушивать...»
В 1980 году выходит картина Алена Рене «Мой американский
дядюшка». Депардье
создал образ напуганного, жалкого молодого инженера Жана, к тому
же не
встречающего понимания со стороны жены. «Главное, — отмечал
Депардье, — было
оставаться не столько естественным, сколько достоверным. Нет
ничего труднее, как
играть роль переживающего стресс парня, не 'выглядя таковым.
Играть таких
повседневных героев — для меня самое трудное».
Постепенно происходит поворот Жерара Депардье в сторону
авторского
психологического кино. У Франсуа Трюффо он снялся в «Последнем
метро» (1980) и
«Соседке» (1981).
Фильм «Последнее метро» получил несколько «Сезаров». Депардье
сыграл в нем роль
молодого актера Бернара Гранже, в которого влюбляется актриса
Марион Штейнер
(Катрин Денев). Как писал Пол Шутков в своей книге о Депардье,
«электрический
ток, идущий от Катрин к Жерару, делал фильм Трюффо одним из
лучших у него». Не
случайно за эту роль Депардье получил своего первого «Сезара».
Наконец-то
критики признали выдающийся талант актера.
Катрин Денев сказала о своем партнере немало теплых слов: «Жерар
Депардье — само
благородство во время работы. У него всегда ровное настроение,
он помогает не
только партнерам, но и техническому составу. Он любит рисковать.
Гранже очень
похож на Жерара».
Их отношения с Катрин Денев закрепятся в фильмах «Я вас люблю»
(1980), «Выбор
оружия» (1981), «Форт Саган» (1984).
Польский режиссер Анджей Вайда рассказывал, что впервые увидел
Депардье в театре
и подумал: вот актер, с которым он должен работать. «Я встречал
многих актеров
кино, но никогда не ощущал так остро эту потребность, — пояснил
Вайда. — Из
плохого актера можно сделать хорошего киноактера. Театр — это
всегда хорошая
проверка на правду. Услышав, как Депардье двадцать минут читает
монолог, я
подумал: с таким актером мне будет интересно работать. Он играл
в пьесе Петера
Хандке «Неблагоразумным людям грозит уничтожение». Я стал думать
о том, какую
роль мог бы ему предложить, и сказал: «Я могу тебе предложить
самую лучшую —
роль Дантона». И Жерар прекрасно сыграл этого деятеля Великой
французской
революции.
«Существует два Депардье, — говорит о себе актер. — Один из них
артист, а другой
— самый обыкновенный человек. Образы, которые я создаю на
экране, находятся где-
то посередине. Интересно, что я чувствую себя наименее уютно,
когда мне
приходится играть героев, близких моему характеру, например,
Дантона».
Дружба Депардье со сценаристом и режиссером Франсисом Вебером и
актером Пьером
Ришаром дает яркие комедии «Невезучие» (1982), «Папаши (1983) и
«Беглецы»
(1986). Только отъезд в США Вебера прерывает это содружество,
столь много
обещавшее для развития комедийного жанра во Франции.
В 1984 году Депардье принял предложение театрального режиссера
Жака Лассаля
участвовать в постановке знаменитой пьесы Мольера «Тартюф». На
сцене
страсбургского Национального театра Жерар играл не только
самозванца,
обманывающего своего благодетеля и стремящегося соблазнить его
жену. Он красив,
красноречив и вполне может увлечь Эльмиру. Это романтик в личине
борца за
«высокую мораль».
Депардье перенес спектакль на пленку. В готовой картине он
значится как
режиссер. «Я хотел, — говорил Жерар, — с помощью фильма
проникнуть на сцену.
Немного в духе Бергмана, где он снимал «Волшебную флейту». Я
хотел сделать фильм
об актере, об актерах, которые играют пьесу».
В 1985 году Депардье принимает участие в музыкальном спектакле
эстрадной певицы
Барбары «Лили — моя страсть». Это история знаменитой певицы, у
которой есть
многочисленные поклонники (среди них Давид— Депардье).
Спектакль, в котором
Жерар исполнял две песни, пользовался огромным успехом. До лета
1986 года
Депардье вместе с Барбарой гастролировал по Франции, Швейцарии,
Бельгии, после
чего вернулся в кино.
В философской притче Пиала «Под солнцем сатаны» (1987) Депардье
изображает
аббата Дониссана в его столкновении с дьявольским искушением.
Жерар продолжает
сниматься у Бертрана Блие — с блеском исполнил роль
гомосексуалиста,
совращающего благонамеренного семьянина в «Вечернем туалете»
(1988).
«Что бы я ни делал, я делаю с удовольствием», — говорит
Депардье. Он любит
цитировать Огюста Родена, образ которого воплотил в фильме
«Камилла Клодель»
(1988) Бруно Ньюттена: «Человечество не станет счастливым, пока
люди не
почувствуют себя артистами в душе». У Депардье нет экранного
имиджа. Он может с
одинаковым артистическим блеском и безукоризненной
достоверностью сыграть
рецидивиста и мучимого угрызениями совести сельского священника,
простодушного
итальянского крестьянина и коварного, омерзительного Тартюфа.
В «Камилле Клодель» Жерар Депардье и Изабель Аджани сыграли
любящих, но мучающих
друг друга людей.
В 1989 году Депардье после долгих размышлений соглашается
сыграть любимого героя
французской литературы Сирано де Бержерака. Жерар не привык
читать
александрийский стих, ему надо было осваивать его. Но, как
говорил о нем
режиссер Жан-Поль Раппно, обладая потрясающим инстинктом, актер
быстро ухватил
то, к чему стремился постановщик. А Жерар Депардье заметил: «Я
горжусь, что
француз, когда смотрю «Сирано». Фильм несет на себе отпечаток
этой любви его
создателей, заражает своим романтическим пафосом».
«Сирано де Бержерак» вышел на экраны Франции 28 марта 1990 года.
Критика не
скупилась на комплименты. Фильм получил восемь «Сезаров», в США
завоевал приз
нью-йоркских кинокритиков «Золотой глобус» и стал уверенно
лидировать среди
номинантов на премию «Оскар». За минувшее десятилетие Депардье
снялся почти в
двадцати картинах, и ни одна из них не была лично для него
провальной. Французы
признали его лучшим актером 1980-х. Все складывалось как нельзя
лучше, он
спокойно отправился сниматься в новом фильме режиссера Жерара
Лозье «Мой папа —
герой». Но тут неожиданно разразился громкий скандал.
Сотрудник журнала «Нейшнл эсквайер» разыскал интервью, которое в
1978 году
Депардье дал журналу «Фильм коммент». Жерар, вспоминая о своем
трудном детстве,
заметил, что уже девяти лет принял участие в изнасиловании
девушки.
После опубликования «скандальной фразы» из старого интервью в
американской
прессе появляются заголовки типа — «Бывший насильник не может
быть удостоен
«Оскара». Тщетно Депардье заявлял о своей невиновности, о том,
что его слова не
так истолкованы. Лучшим актером был признан Айронс, а лучшим
зарубежным фильмом
— «Путешествие надежды»
Сразу после картины «Мой отец — герой» Лозье Депардье приступает
к картине Алена
Корно «Все утра мира» по одноименному роману Паскаля Кинь-яра.
Жерару нравиться
играть исторических персонажей. «Только очень важно не стараться
походить на них
внешне, не создавать «исторически точный образ», — замечает
актер.
Фильм «Все утра мира» рассказывал о жизни знаменитого музыканта
Марене Марэ,
жившего на рубеже XVI и XVII веков, исполнителе на
виоле-де-гамба (молодого
музыканта играл сын Жерара Депардье — Гийом).
В 1990 году Депардье отправился к Питеру Уиру, снимавшему
«Зеленая карточка»
(«Вид на жительство»). Сценарий заинтересовал Жерара
жизненностью ситуации. Его
герой, молодой французский композитор, чтобы получить вид на
жительство в
Америке, вынужден заключить фиктивный брак с молодой и
привлекательной, но
ужасно практичной женщиной (Энди Макдауэл). Однако вскоре он
понимает, что ему
нужна она, а не «зеленая карточка».
Фильм имел шумный успех. Французский акцент Депардье очаровал
его старых
поклонниц. Он играл романтика, восторженную натуру художника,
выгодно оттеняя
практицизм молодой женщины. Нью-йоркские критики присудили ему
«Золотой глобус».
В 1996 году другой американский режиссер Джуисон снял Жерара в
фантастической
комедии «Богус» вместе со знаменитой негритянкой Вупи Голдберг.
Эта семейная
картина также пользовалась большим успехом у зрителей.
Депардье был произведен в чин рыцаря ордена Почетного легиона.
Награду актеру
вручал президент Ширак.
Жерар все больше времени отдавал виноделию. Всегда любивший
вино, свой первый
шаг на этом поприще он сделал вначале 1990-х годов, купив в Анжу
имение «Тинье»
50 гектаров виноградников ежегодно дают ему 250 тысяч бутылок
белого, красного и
розового вина, ныне они продаются по всему свету, во всех
ресторанах сети
«Планета Голливуд».
Любопытно, что при этом он явно стал отдавать предпочтение
костюмным фильмам,
экранизациям. В картине американского режиссера Рэндела Уоллеса
«Человек в
железной маске» Депардье сыграл роль Портоса. Затем последовала
еще одна лента
по роману Дюма — «Граф Монте-Кристо», где он появился в образе
сорокалетнего
Эдмона Дантеса, то есть мстителя, а молодого Дантеса, то есть
жертву подлости,
сыграл его сын Гийом.
«Мои интересы, — утверждает Жерар, — по большей части
человеческие, а не
материальные».
Очарованный индийским кинорежиссером Сатьяджитом Реем, Депардье
участвует в
постановке одного из его фильмов. Заинтересовавшись работами
английского актера
и режиссера Кеннета Брана, он покупает права на видео и сам
дублирует его
«Генриха V». Большой почитатель творчества Джона Касса-ветеса,
Жерар организует
во Франции ретроспективу этого голливудского режиссера и
финансирует
кинематографический проект его сына Ника.
Жерар Депардье стал акционером «Ашетт Премьер». Его собственная
кинокомпания
«Д.Д. Продюсьон» приобрела особняк в стиле Директории в Париже.
Депардье работает на всех фронтах. Он обожает скорость. Его
любимое средство
передвижения — мощный мотоцикл. Появление на публике в пьяном
виде становится
для него нормой. 18 мая 1998 года Депардье неподалеку от Парижа
попал в аварию.
Актер отделался трещинами в бедренной кости и травмой колена.
Полиция сообщила,
что он был на волосок от смерти. Прежде чем отправиться на
съемки самого
дорогостоящего в истории французского кино фильма «Астерикс»,
Жерар выпил 12
стаканов вина! Но по дороге он не справился с управлением и его
мотоцикл
занесло. Депардье провел в больнице несколько недель.
Увы, но он расстался с женой. Это случилось после того, как
Элизабет обнаружила
в кармане его брюк листок, заполненный детскими буквами: «Милый
папочка, мама
сказала, что ты знаком с Дедом Морозом. Пожалуйста, попроси у
него для меня
олененка. Твоя Роксана».
Жерар признался, что несколько лет встречался с темнокожей
манекенщицей Карин
Сила, у них подрастает дочь Роксана. Правда, они уже расстались,
так как Карин
влюбилась в актера Венсена Переса.
Элизабет раньше терпела измены мужа ради детей. Теперь же дети
выросли. Жюли
Депардье закончила учебу на психологическом факультете
университета. Но не
отказывалась и от актерской карьеры. Гийом также играл в кино и
на телевидении.
После развода с Элизабет судьба снова свела Депардье с одной из
самых красивых
женщин Парижа — Кароль Буке. Она оставила мужа и вместе с сыном
переехала к
Жерару.
Жерару Депардье оказалось мало трех-пяти фильмов в год,
телесериалов, бьющих
рекорды популярности, продюсирования, торговли нефтью,
производства анжуйского
вина. Чтобы найти еще один выход своей энергии, Жерар Депардье
после
тринадцатилетнего отсутствия вновь появился на сцене. Парижские
театралы увидели
своего любимца в исторической драме Жака Аттали «Врата неба».
Великий Депардье
играл великого императора Священной Римской империи Карла V.
В 2000 году Жерар осуществил грандиозный проект.
Кеннет Брана в роли российскою царя Александра I, Кристиан
Клавье в роли
Наполеона, Джон Малкович — Талейрана и прекрасная Изабелла
Россел-лини —
Жозефины — такой звездный состав собрался в четырехсерийном
телефильме
«Наполеон», над которым работали итальянское, французское и
испанское
государственное телевидение. Соглашение о его съемках подписал в
Риме в РАИ-ТВ
(Итальянское радиотелевидение) Жерар Депардье.
Сам знаменитый француз и автор этого проекта сыграл в новом
телесериале,
рассказывающем о жизни «великого корсиканца», Жозефа Фуше,
трижды занимавшего
при Наполеоне пост министра полиции. Депардье ничуть не жалеет,
что не он
исполняет главную роль в фильме: «У меня неподходящая фигура, —
отшучивается
артист. И при этом добавляет. — Я и так все время буду ощущать
присутствие
Наполеона на съемках, а затем «отыграюсь» в роли Юлия Цезаря в
новом телефильме,
также совместно с РАИ».
А вот какую характеристику сам Депардье дает герою фильма:
«Бонапарт был
воплощением энергии и гения, семьи и страсти, роскоши и
простоты, богатства и
нищеты, солдата и генерала, покорителя женщин, ими же и
покоренного.
Это была сама История и трагедия». При этом Жерар не без
скромности заявляет,
что с Наполеоном его сближают такие качества, он не глуп, не
холоден, и в его
душе есть «средиземноморский дух, а не трагичность».
Актер объясняет, почему он решил создать образ императора
французов именно на
телевидении. «Кинематограф сегодня болен. Не следует строить ил-
, люзий, что у
него крепкие позиции. И во Франции ситуация непростая: в год
выпускается 200
картин, до проката доходят 80, и то нельзя сказать, что успех им
обеспечен. Кино
сегодня делают на телевидении. Но это не означает, что я
отказываюсь от борьбы
за большой экран»
Неугомонный француз снимается в Риме в фильме Этторе Сколы
«Нечестная
конкуренция» Скромный Жерар уходит от просьбы рассказать о его
аудиенции у Папы
Римского: «Вера и религия — это моя частная жизнь, а потому я >|
предпочитаю не
говорить о них».
Чрезмерное потребление никотина, булимия, ожирение вкупе с
алкоголизмом — все
это едва не привело к трагическому исходу. После обследования
Де- ¦ пардье
сделали операцию по коронарному шунтированию. Она длилась шесть
. часов и прошла
успешно. Тревожный звонок заставил Жерара на время сбросить
скорость, но только
на время.
Жерар Депардье — страстный поклонник творчества русского
композитора Игоря
Стравинского. В неаполитанском театре «Сан-Карло» он приступает
к репетициям
оперы-оратории Стравинского «Царь Эдип» на тексты Жака Кок-то.
Ранее Депардье
уже принимал участие в музыкальной сказке «История сол- ,j|
дата» Стравинского
вместе с сыном и спутницей Кароль Буке.
«Вряд ли я смогу объяснить, чем мне нравится какая-то роль, —
говорит о своих
предпочтениях Жерар Депардье. — Интуиция подсказывает: а вот и
об- *Я раз для
тебя, голубчик. Никому бы в голову не пришло спрашивать у
Моцарта, почему он
сочинил именно эту музыку. Нет у меня никаких методов игры.
Когда я голоден —
ем, когда испытываю жажду — пью, а не иду наперекор желани- *
ям. В своих
персонажах ничего специально не ищу. Просто погружаюсь в них.
Как Бельмондо или
Габен».
|
|
|