ДИТРИХ МАРЛЕН
(1901—1992)
Американская актриса немецкого происхождения. Снималась в
фильмах: «Голубой
ангел», «Марокко», «Дьявол — это женщина», «Дестри снова в
седле», «Свидетель
обвинения», «Нюрнбергский процесс» и др. Выступала также на
эстраде.
Марлен Дитрих родилась 27 декабря 1901 года в пригороде Берлина
Шене-берг. Ее
отец, Луи Эрих Отто Дитрих, после службы в полку уланов числился
лейтенантом в
полиции. Мать, Вильгель-мина Элизабет Жозефина, происходила из
купеческой среды.
Дети, кухня, церковь — в этом она видела свое предназначение.
Весной 1907 года Марлен пошла в школу Аугусты Виктории. К этому
времени отца в
семье уже не было.
Больше всего девочка любила музыку. Дитрих играла на лютне,
скрипке, фортепиано,
пела народные песни. Она также училась танцевать, посещала кино
(ей нравилась
немецкая кинозвезда Хенни Портен) и театр (ее восхищала Элеонора
Дузе).
В неполные восемнадцать лет Марлен переехала в Веймар, где
училась в Высшей
музыкальной школе и брала частные уроки игры на скрипке.
Через два года Дитрих вернулась в Берлин. Она выступала в
оркестре, затем
танцевала в кордебалете, гастролировала
в составе труппы Тильшера по провинциальным городам, участвовала
в ревю Рудольфа
Нельсона. И продолжала брать уроки вокала у замечательного
педагога доктора
Оскара Даниеля. Наконец, Марлен решила попробовать свои силы в
театре и кино.
Дитрих удалось стать ученицей Бертольда Хельда, главного
администратора школы
великого режиссера Рейнхардта. Она занималась английской и
шведской гимнастикой,
ритмикой, фехтованием и ораторским искусством. Ее сценический
дебют состоялся 7
сентября 1922 года в небольшом зале «Каммершпиле». Дитрих играла
роль Людмилы
Штайнхерц в пьесе Ведекинда «Ящик Пандор-ры». Через две недели
она появилась в
«Укрощении строптивой». За шесть месяцев Марлен сыграла семь
ролей в пяти
пьесах, всего в 92 спектаклях.
Дитрих делает первые шаги в кино. Съемки в фильме «Трагедия
любви» у Джо Мая,
ознаменовались знакомством с Рудольфом Зибером, молодым
ассистентом режиссера.
Блондин с карими глазами, он был очарователен, ярок и тщеславен.
Марлен ценила в
нем уравновешенность и надежность. 17 мая 1923 года состоялась
свадьба. Зибер
остался единственным мужем Дитрих, хотя у Руди была
продолжительная связь с
танцовщицей Тамарой Матуль, а у нее — множество любовников.
13 декабря 1924 года на свет появилась Марлен Элизабет Зибер.
После рождения
дочери Дитрих продолжает выступать в спектаклях и сниматься в
эпизодических
ролях в кино, которые подыскивал для нее Руди.
В 1928 году в Берлине гремело ревю «Это носится в воздухе» в
постановке Роберта
Кляйна. Марлен принимала участие в девяти главнейших сценах
спектакля и с Марго
Лион пела знаменитый берлинский хит «Моя лучшая подружка» —
веселый лесбийский
дуэт. Песенка была записана на пластинку, а Дитрих стала звездой
сцены. Ее ножки
были признаны самыми красивыми в Берлине. И даже прошел слух,
что они
застрахованы на миллион марок.
В пьесе Дж. Б. Шоу «Мезальянс» Марлен играла роль Ипатии, дочь
фабриканта
Тарлтона. Актриса Лили Дарвас, также занятая в этом спектакле,
вспоминала:
«Марлен обладала очень редким даром, даром стоять на сцене
неподвижно и в то же
время привлекать к себе напряженное внимание зрителей... Марлен
садилась на пол
и закуривала сигарету — и зрители мгновенно забывали, что в
спектакле
участвовали другие актеры. Ее поза была столь естественна, ее
голос звучал столь
музыкально, ее жесты были столь выразительны и точны, что она
околдовывала
зрителей так, будто она сошла с полотна Модильяни... Она
обладала самым главным
качеством звезды: она могла стать великой, ничего особенного не
делая».
Подписав трехлетний контракт с Робертом Кляйном, Дитрих
приступила к репетициям
спектакля «Два галстука бабочкой». На одном из представлений в
зале оказался
гость из Голливуда — режиссер Джозеф фон Штернберг.
На следующий день он отправился в офис киностудии «УФА» и
попросил, чтобы к нему
пригласили актрису, которая играла небольшую роль в спектакле.
Это была Дитрих.
Его просьба была выполнена. Режиссер потребовал проведения
пробной съемки, после
которых с Марлен был подписан контракт.
Фильм назывался «Голубой ангел» Лола-Лола в исполнении Дитрих
—дерзка,
соблазнительна и совсем не сентиментальна. Штернберг увлекся
индивидуальной
подготовкой актрисы, об их романе быстро стало известно всей
группе. Режиссер не
уложился ни в сроки, ни в смету. Музыкальные номера Штернберг
снимал просто:
включал камеры и просил Марлен показать все, на что она
способна. Дитрих знала,
как использовать свой голос и тело для соблазнения и
возбуждения. Все ее
песенные номера были предельно сексуальны.
Руководство УФА, просмотрев фильм, пришло в ужас и не стало
продлевать контракт
с актрисой, о чем вскоре горько пожалело Премьера «Голубого
ангела» состоялась 1
апреля 1930 года в Берлине и превратилась в настоящий триумф
Марлен Дитрих.
Газета «Берлинер цайтунг» заявила, что «Голубой ангел» — «первое
настоящее
произведение искусства в звуковом кино».
На следующий день после премьеры Дитрих отбыла в США. К этому
времени она уже
подписала контракт с компанией «Парамаунт», по которому ее
единственным
режиссером стал фон Штернберг.
Английский вариант «Голубого ангела» студия «Парамаунт»
попридержала — Марлен
хотели подать в роли роковой женщины, а не разбитной и задорной
Лолы. Мировой
звездой ее сделал первый голливудский фильм «Марокко», в котором
участвовали
кинозвезды Гари Купер и Адольф Менжу
Марлен играла роль певички из кабаре, проститутки, наркоманки
Ами Жоли. В финале
картины она оставляет пожилого художника-миллионера и, сбросив
туфли, идет
босиком по пустыне вдогонку за своим возлюбленным-легионером —
Гари Купером.
Героиня Дитрих отказывается от богатства ради любви.
«Марокко» побило все рекорды кассовых сборов, собрав немыслимый
урожай хвалебных
рецензий. Авторитетная Луэлла Парсонс отмечала: «В ней [Дитрих]
есть
самообладание, спокойствие и изящество, которые не могут не
вызывать
восхищения».
После триумфа «Марокко» компания «Парамаунт» устроила премьеру
английской версии
«Голубого ангела», а Штернберг за короткое время снял три фильма
с участием
Марлен: «Обесчещенная» (1931), «Шанхайский экспресс» (1932),
«Белокурая Венера»
(1932). Последняя картина потерпела фиаско, что заставило
«Парамаунт» заняться
поисками нового режиссера для Дитрих. Им стал Рубен Мамулян. В
его «Песнь
песней» (1933) по роману Зудермана Марлен снова играла роль
проститутки.
Тем временем Штернберг возвращается на студию. В фильме «Красная
императрица»
(1934) Дитрих создает образ Екатерины Великой. Самый
впечатляющий эпизод картины
— сцена венчания. Она длится пять минут без единого слова,
звучит только музыка.
Ранней весной 1934 года Марлен побывала в Берлине, где у нее
остались мать и
сестра. На обратном пути актриса познакомилась с Эрнестом
Хемингуэем, ставшим
одним из лучших ее друзей. Позже она даже выступит свахой в его
браке с
журналисткой Мэри Уэлш, известной как Мэри Хемингуэй. Сам
писатель говорил.
«Если бы у нее не было ничего другого, кроме голоса, все равно
одним этим она
могла бы разбивать ваши сердца Но она обладает еще таким
прекрасным телом и
таким бесконечным очарованием лица . »
Между тем Штернберг объявил, что будет снимать свой последний
фильм с участием
Марлен. По утверждению людей, близко знавших творческую пару
Штернберг — Дитрих,
фильм «Дьявол — это женщина» (1935) по роману Луиса «Женщина и
марионетка» имел
ярко выраженный личностный характер. Борьба гордой Кончиты с
доном Паскалем
запечатлела сложные отношения любви-ненависти, существовавшие
между режиссером и
актрисой. Эту картину Дитрих считала своей лучшей работой в
кино.
Первый фильм Марлен после ее разрыва со Штернбергом назывался
«Желание» (1935).
Снимал его режиссер Френк Борзедж. По мнению «Тайме», получилась
«романтическая
комедия, полная доброты, ловкости и очарования. И Марлен Дитрих
сыграла в ней
свою лучшую роль...»
В 1936 году актриса ушла из «Парамаунта». Узнав об этом,
известный продюсер
Селзник предложил ей «баснословный гонорар», который, по его
словам, он никогда
никому бы не заплатил, — 200 тысяч долларов. И хотя сценарий
фильма «Сад Аллаха»
Дитрих решительно не нравился, она профессионально отработала
свой контракт.
После чего уехала в Европу, где ее уже поджидал другой продюсер
— Корда — с
самым крупным гонораром за всю ее жизнь — 450 тысяч долларов
(7—8 миллионов по
нынешнему курсу). Дитрих снялась в увлекательной романтической
ленте по роману
Хилтона «Рыцарь без лат». Правда, получить весь гонорар ей так и
не удалось.
Марлен была любимейшей актрисой Гитлера. В конца 1936 года она
получает
приглашение от нацистов вернуться на родину. Но Дитрих ответила
категорическим
отказом, и с тех пор ее фильмы в фашистской Германии были
запрещены. 6 марта
1937 года она приняла американское гражданство.
Руководство «Парамаунта» делает ей предложение, от которого
невозможно
отказаться, — 250 тысяч долларов за фильм плюс премиальные. Она
снимается в
«Ангеле» у Любича. Картина с участием королевы экрана приносит
столь мизерные
сборы, что «самая высокооплачиваемая женщина в мире» оказывается
не у дел.
Один из ее друзей, английский драматург и писатель Ноэль Коуард,
как-то
посетовал. «Она могла бы стать величайшей женщиной нашего века,
но —увы! —
интеллект не украшает женщин!» Умная и образованная, много
читавшая старых и
современных авторов, знающая наизусть стихи Рильке, обожавшая
Джеймса Джойса,
Марлен шокировала американских пуритан своим вызывающим, с их
точки зрения,
поведением. Она постоянно курила, появлялась в обществе в
мужском костюме, как
перчатки меняла любовников...
Дитрих отправляется в Париж, где проводит время в обществе
писателя Ремарка.
Марлен уговаривает его поехать в США.
В Америке Ремарк был в безопасности, но тоска по родине, страх
за близких,
оставшихся в Германии, не давали ему покоя. Своим непростым
отношениям с Марлен
писатель посвятил роман «Триумфальная арка», в котором она
выведена в образе
мятущейся актрисы Жоан Маду. В 1948 году на экран вышла
голливудская экранизация
«Триумфальной арки». К тому времени Ремарк и Дитрих уже
расстались.
Марлен не снималась в течение двух лет, и многие посчитали, что
ее карьера
близка к закату. Она опровергла эти досужие домыслы, появившись
в вестерне
«Дестри снова в седле» (1939) в роли певички Френчи. Критики
снова стали
превозносить ее как «одну из величайших кинозвезд всех времен».
Продюсер Пастернак сделал еще несколько картин с участием
Марлен: «Семь
грешников», «Нью-Орлеанский огонек» (1941), «Золотоискатели»
(1942), «Питтс-
бург» (1942)... Эти фильмы принесли «Юниверсал» хорошую прибыль
Осенью 1941 года в Нью-Йорке объявился сбежавший из Франции
знаменитый актер Жан
Габен. Они познакомились еще до войны. Марлен нравились не
только его фильмы
«Габен был совершенный человек, — писала она в мемуарах, —
сегодня мы сказали бы
— «супермен», человек, которому все уступали Он был идеалом
многих женщин.
Ничего фальшивого — все в нем было ясно и просто». С Габеном
Марлен пережила
самый продолжительный роман своей жизни.
Когда США вступили в войну, Дитрих продавала облигации военного
займа,
рекламируя их по радио и на встречах со зрителями. Наиболее
крупная ее работа в
кино военного времени — цветная версия фантазии о Хафизе «Кис-
мет»— появилась на экранах страны в 1944 году. Ее роль была в
украшении гарема,
в томном пении нескольких «восточных мелодий» и демонстрации
хорошеньких ножек.
Зимой 1944 года Дитрих в составе труппы фронтовых артистов
вылетела в Европу.
Артисты побывали практически на всех фронтах, где сражались
американцы.
«Среди нас были комедийные актеры и аккордеонист, я пела и
беседовала со всеми;
мы вносили разнообразие в суровую жизнь фронтовиков, которые в
моих глазах были
величайшими героями, ведь они защищали не свою страну и не свою
территорию.
Чтобы в таких условиях смотреть смерти в глаза — для этого
требовалось двойное,
даже тройное мужество. Единственная опасность, которая грозила
нам, гражданским
лицам, это плен. О бомбах и стрельбе мы легко забывали». Во
время войны ходил
анекдот. Марлен спрашивают: «Правда ли, что на войне у вас был
роман с
Эйзенхауэром?» «Что вы! — отвечает Марлен. — Генерал никогда так
близко не
подходил к передовой».
Дитрих с беспокойством думала о судьбе родных, оставшихся в
Германии. Она
получила сообщение, что ее старшая сестра Элизабет находится в
концентрационном
лагере Берген-Белзен. Марлен нашла ее среди узников, а в
сентябре 1945 года
Марлен встретилась с матерью. Но через два месяца в возрасте 63
лет Вильгельмина
Элизабет Жозефина скончалась. «Похоронив мать, я похоронила свою
последнюю связь
с домом», — напишет актриса в мемуарах.
Кочевая жизнь в составе фронтовой бригады оказалась самым
дорогим воспоминанием
ее жизни. Она получила американскую «Медаль Свободы» и
французский орден
«Почетного легиона».
После войны Марлен Дитрих отправилась во Францию, где вместе с
Жаном Габеном
снялась в фильме «Мартен Руманьяк» (1946). Она играла роль
прекрасной женщины,
ставшей объектом острого соперничества двух мужчин и гибнущей от
руки одного из
них. Французский язык давался актрисе с трудом. Габен помогал ей
добиться
правильного произношения. Увы, фильм в прокате провалился.
С грустью она покидала Жана Габена и Париж — город, в котором
жили ее друзья,
составлявшие цвет и гордость французского искусства: Эдит Пиаф,
Же-рар Филип,
Жак Превер, Жан Кокто, Жан Маре, Марсель Карне.
Ее ждал Голливуд. Романтическую шпионскую картину «Золотые
серьги» (1947)
поставил Митчелл Лейзен. Хотя роль венгерской цыганки, как и сам
фильм, нельзя
отнести к ее большим творческим достижениям, возвращение в кино
состоялось. Эта
«гремучая смесь драмы и комедии» собирала полные залы.
Все чаще Марлен преследует мысль переселиться в Европу, тем
более что Габен
мечтал о семье, детях. Но она не захотела терять свободу, хотя
до конца жизни
любила французского актера. После его смерти в 1976 году Дитрих
заявила
газетчикам: «Похоронив Габена, я овдовела во второй раз».
Рудольф Зибер
скончался несколькими месяцами раньше...
Из всех мужчин, в которых она была влюблена (кроме Штернберга,
Ремарка и Габена,
называют имена Вилли Форста, Дугласа Фэрбенкса-младшего, Джеймса
Стюарта, Майка
Тодда, Джона Гилберта, Джона Уэйна, Юла Бриннера, Берта Бакарака
и других), по
утверждению ее приятеля Вальтера Райша, она по-настоящему любила
только троих:
Идо Сима, музыканта, научившего ее играть на музыкальной пиле;
Брайена Аэрна,
который, не став «звездой», приобрел некоторую известность в
тридцатые годы, и
Майкла Уайддинга, британского актера тридцатых — сороковых
годов. Чарлз Хайэм,
который ссылается на эти
слова Райша в биографии Марлен, считает, что на жизнь Марлен
Дитрих оказали
действительное влияние только два человека — Ремарк и Габен. С
этим трудно не
согласиться.
В 1948 году Билли Уайлдер закончил картину «Зарубежный роман».
Обозреватель
«Тайме» Босли Кроутер писал: «Самая очаровательная роль в
картине принадлежит
именно Марлен Дитрих, которая играет певичку из немецкого
ночного клуба,
колдунью, чародейку». В этом музыкальном фильме Дитрих исполняла
хиты «Иллюзия»,
«Черный рынок», «Руины Берлина».
В картине Хичкока «Страх сцены» (1950) она появилась в образе
дивы по имени
Шарлотта Инвуд. Нью-йоркская газета «Санди миррор» отмечала, что
«неизменно
блистательная мисс Дитрих, как всегда, захватила себе все
лавры». В то же время
вестерн режиссера Фрица Ланга «Ранчо, пользующееся дурной
славой» (1952) Дитрих
считала худшим фильмом в своей биографии, а режиссера называла
«садистом».
Летом 1953 года к ней обратился Вилли Миллер с предложением дать
концерты в лас-
вегасском отеле «Сахара». Выступление 52-летней певицы,
состоявшееся 25 декабря
1953 года, произвело сенсацию. Она сразу получила контракты с
лондонским «Кафе
де Пари» и кабаре в Монте-Карло.
Дитрих вернулась к увлечению молодости — к пению на эстраде.
Марлен пела в
забытой манере берлинских кабаре тридцатых годов. Она словно
перечитывала старые
письма или перелистывала старый альбом.
На эстраде Дитрих обрела творческую самостоятельность, о которой
страстно
мечтала на протяжении долгой актерской карьеры. Основу
репертуара актрисы
составили песни, которые она пела в фильмах «Голубой ангел»,
«Марокко», «Дьявол
— это женщина», «Дестри снова в седле», «Зарубежный роман»,
правда, в
современной аранжировке. Она объехала со своим шоу все
континенты, и везде ей
сопутствовал громкий успех.
«Мое «Шоу одной женщины» требовало больших трудов, — говорила в
одном из
интервью Марлен Дитрих. — Разучивание текста, репетиции,
прогоны, премьеры, а
кроме того, многочисленные примерки моих драгоценных костюмов,
поездки по всему
миру на самолетах по всему миру. И никогда нельзя показывать,
что ты устала,
всегда приходится сохранять хорошее настроение, причем не только
перед
собственной труппой, но и перед незнакомыми людьми, для этого
требуется жесткая
дисциплина и мужество. Я исколесила Северную и Южную Америку,
Англию и всю
Европу, побывала в Японии и России. Для этой профессии самые
важные качества —
энергичность и здоровье, а главное — терпение. Сниматься в кино,
по сравнению с
этим, — детская забава».
Но уход на эстраду не означал полного разрыва с кинематографом.
Ее роли в
фильмах «Свидетель обвинения» (1958) и «Нюрнбергский процесс»
(1960)
свидетельствовали о силе и глубине ее актерского дарования.
В «Свидетеле обвинения» (режиссер Уайлдер) Дитрих
продемонстрировала чудеса
перевоплощения. Муж ее героини Кристины обвиняется в убийстве,
и, чтобы помочь
ему, она превращается в другую женщину, свидетельницу обвинения.
И когда она
предстает на экране в обличий «кокни», трудно распознать в этой
брюзжащей
представительнице лондонского дна изящную и надменную жену
обвиняемого.
Столь же убедительной получилась роль фрау Бертхольд в фильме
«Нюрнбергский
процесс» (режиссер Крамер). Ее партнером был Спенсер Трейси, к
которому Марлен
всегда питала огромное уважение. Это чувство было взаимным. Они
составили
великолепный дуэт.
Дитрих была создана для любви. Не изменила она себе и в
последний период жизни.
Несмотря на большую, около 30 лет, разницу в возрасте, она
добилась взаимности
от пианиста и композитора Берта Бакарака. Около десяти лет они
гастролировали
вместе, пока Берт не женился на актрисе Энджи Дикенсон. Марлен
впала в
депрессию. Она даже думала отказаться от эстрады, но нашла в
себе силы вернуться
и выступала еще десять лет.
В 1963 году вышла небольшая книга Дитрих «Азбука моей жизни».
Она не вела
дневников, о чем горько пожалела, приступив к мемуарам. Под
названием «Возьми
лишь жизнь мою» книга увидела свет в 1979 году.
29 сентября 1975 года во время концерта в Сиднее Марлен Дитрих,
зацепившись в
темноте за кабель, упала и во второй раз сломала ногу (до этого
в бедро уже был
вставлен металлический стержень). Потерявшую сознание актрису
отвезли в клинику.
Продюсер вышел к публике и, извинившись, объявил об отмене
концерта. Так
закончилась блистательная карьера знаменитой актрисы и певицы.
Последним фильмом Марлен Дитрих был «Прекрасный жиголо — бедный
жиголо» (1978).
Она сыграла небольшую роль хозяйки увеселительного заведения и
исполнила одну из
лучших своих песен — «Всего лишь жиголо».
В 1979 году Дитрих перенесла еще один сложный перелом бедра,
после чего могла
передвигаться только на инвалидном кресле. В дневнике, который
актриса начала
вести в конце жизни, она сетовала: «Это ли не издевательство!
Ноги, которые
способствовали моему восхождению к славе, стали причиной моего
низвержения в
нищету!» Трехкомнатную квартиру на авеню Монтень оплачивал
муниципалитет Парижа.
В сентябре 1986 года вышел документальный фильм Максимилиана
Шелла «Марлен —
гвоздь программы», который имел шумный успех, получил ряд
премий. У актрисы
картина сначала вызвала отвращение, потом она с ней смирилась.
Марлен Дитрих скончалась 6 мая 1992 года. Ей было девяносто лет.
Незадолго перед
смертью она завещала похоронить ее рядом с матерью на кладбище в
Берлине. На
службе в парижской церкви ее гроб был задрапирован французским
флагом. В
аэропорт Орли гроб увезли под американским стягом. А в Берлине
покрыли флагом
воссоединенной Германии... |