ЛАНКАСТЕР БЕРТ
(1913—1994)
Американский актер. Снимался в фильмах: «Отныне и вовек»,
«Татуированная роза»,
«Сладкий запах успеха», «Элмер Гентри», «Нюрнбергский процесс»,
«Любитель птиц
из Алькатраса», «Леопард», «Поезд», «Профессионалы», «Семейный
портрет в
интерьере», «Двадцатый век», «Атлантик-Сити», «Шкура» и др.
Бертон Стивен Ланкастер, четвертый ребенок в семье нью-йоркского
почтового
служащего Джеймса Ланкастера, родился 2 ноября 1913 года.
Высокий рост и природная ловкость обеспечили ему прочное место в
бейсболе, а
это, в свою очередь, помогло поступить в университет, где
Ланкастер блистал,
правда, лишь успехами в спорте. На втором курсе Ланкастер и его
близкий друг Ник
Крэвет подготовили акробатический но- ме'э с длинным шестом и
отправились в
Питтсбург, где выступала труппа братьев
Кей' Их номеР <<Лан и Крэвет» был при- нят для данкастера
началась трудная
жизнь странствующего акробата. В тече-
ние семи ЛеТ Он выстУпал в переездных цир- ках и ночных клубах.
В двадцать два года Ланкастер женил- ся на воздушной гимнастке
Джун Эрнст. Он
говорил впоследствии, что она была «единственной женщиной в
Америке, которой
удавались в воздухе горизонтальные трюки». Но восхищение ее
мастерством не
помешало скорому их разводу. Этот разрыв не испортил отношений с
тещей.
Несколько лет он участвовал вместе с ней в аттракционе, в
котором она была
звездой.
Цирковая карьера Ланкастера закончилась в 1941 году, когда он
сильно повредил
правую руку. Ланкастер поступил контролером в крупный чикагский
универсам, затем
перешел на работу в нью-йоркское концертное бюро. Во время войны
он был зачислен
во фронтовую концертную бригаду.
Бригада побывала в Северной Африке, Италии, Австрии. Тогда же он
познакомился с
Нормой Андерсон, работавшей администратором в другой концертной
бригаде. Они
поженились в 1947-м, прожили вместе двадцать два года и имели
пятерых детей —
двух мальчиков и трех девочек.
По окончании войны Ланкастер случайно познакомился в Нью-Йорке с
ассистентом
театрального продюсера, которому для бродвейского спектакля
«Звуки охоты» нужен
был атлетичный актер на роль сержанта. Ланкастера пригласили на
пробу и тут же
утвердили. Пьеса провалилась, но критики отметили дебютанта, и
он получил семь
предложений сниматься в кино. По совету агента начинающий актер
решил сыграть
полицейского в уголовной драме «Фурия пустыни».
С ролью Ланкастер не справился, но ему повезло: выход картины на
экран
задержался настолько, что актер в том же 1946 году успел сняться
в экранизации
рассказа Хемингуэя «Убийцы». Берт показал тот характер, который
был задуман.
Большое значение имел голос Ланкастера — красивый по тембру,
богатый
интонационными окрасками. Ланкастер следовал режиссерским
указаниям. Постановщик
Роберт Сьодмак умело избегал крупных планов, выражавших
состояние души героя —
Оле Андерсона — и требовавших высокого актерского мастерства.
Успех «Убийц» у
публики положил начало амплуа Ланкастера.
В последующем ряде фильмов: «Грубая сила», «Я всегда одинок»,
«Извините,
ошиблись номером» Ланкастер играет преступников. В то же время в
ленте «Все мои
сыновья» Ирвинга Рейса, снятого по одноименной пьесе Артура
Миллера, актер
получил возможность попробовать себя в роли иного плана. Его
герой, американский
летчик, возвращается домой после войны, но не находит места в
жизни.
В 1948 году Берт вместе со своим агентом организовал кинофирму «Хект
—
Ланкастер». Успех пришел, когда они обратились к приключенческим
костюмным
фильмам. «Пират в алом» (1952), снятый Робертом Сьодмаком,
принес хорошую
прибыль. Мужественная внешность, акробатические способности,
позволяющие
выполнять рискованные трюки, присущий ему юмор делали Ланкастера
незаменимым для
подобного рода картин.
Приключенческая серия продолжилась фильмами «Десять высоких
мужчин» (1951),
«Женщина южных морей» (1952), «Его Величество О'Киф» (1954). Эти
ленты давали
фирме большие деньги, а Ланкастеру шумный успех. Компания «Хект-Норма
продакшнз»
перебралась в солидное здание, в котором кабинеты компаньонов
украсились
дорогими картинами — Берт питал слабость к живописи.
В 1953 году Ланкастер снимается в одном из лучших своих фильмов
«Отсюда в
вечность», поставленном Фредом Циннеманом по роману Джеймса
Джонса.
Место и время действия точно определены: военно-морская база США
на Гавайских
островах— Пёрл-Харбор, вторая половина 1941 года. Берт Ланкастер
исполняет роль
сержанта Милтона Уордена. В этом страшном мире сержант
ухитряется не только
выжить, но и остаться самим собой.
Ланкастера тревожила трагическая судьба аборигенов континента —
индейцев. В
«Апаче» Роберта Олдрича (1954) актер играл молодого индейского
воина Массаи.
К тому же «Апач» — вестерн, а Ланкастер всю жизнь любил в них
сниматься. Первым
его фильмом этого жанра была «Веревка на песке» (1949), затем он
выступил в
десятках подобных картин: «Долина мщения», «Вера Крус»,
«Перестрелка в О. К.
коралле», «Профессионалы», «Охотники за скальпами», «Ското-водка
Анни и
Маленькие штанишки», «Буффало Билл и индейцы» и др.
В 1955 году Ланкастер снялся в экранизации одной из ранних пьес
Теннесси
Уильямса «Татуированная роза». В этом фильме он создал образ
американца
итальянского происхождения Альваро Мангакавалло. Берт Ланкастер
свободно и
естественно чувствовал себя в комедийной стихии фильма, играя
своего Альваро
легко и непринужденно. Он прекрасно чувствовал свою партнершу
Анну Маньяни.
Берта вообще можно назвать мастером актерских дуэтов. Так, в
полном согласии
играл он с Кэтрин Хепберн и Сильваной Мангано, Монтгомери
Клифтом и Аленом
Делоном, Керком Дугласом и Мишелем Симоном...
Критика справедливо считала роль Альваро лучшей за все десять
лет работы этого
актера в кино.
В 1957 году Ланкастер после серии положительных героев в картине
режиссера
Александра Маккендрика «Сладкий запах успеха» предстал
влиятельным газетным
обозревателем, человеком властным и жестоким, готовым на все
ради
достижения поставленной цели. Ланкастер хотел убедить публику,
что может j
играть разнохарактерные роли. Но картина в прокате провалилась,
принеся' фирме
значительные убытки.
Внешне Берт казался грубоватым, примитивным. Но его друзья
свидетельствовали об
ином. Например, когда «Журнал танца» обратился к нему с вопросом
«Что значит для
вас балет?», ответ Ланкастера, поклонника этого вида искусства,
оказался
профессиональным: «В искусстве вообще меня больше всего
привлекает выявление
индивидуальности творца. В танце же благодаря затрачиваемой на
него огромной
физической энергии, которая является трамплином для подлинного
выявления
психики, человеческая личность раскрывается во всей своей
наготе».
Дела организованной им вместе с Хектом фирмы шли блестяще. Всего
за несколько
лет партнеры заработали гигантскую сумму — тридцать пять
миллионов долларов. Но
в конце 1950-х Ланкастер неожиданно закрыл фирму, так как
главным для него
всегда было актерское творчество.
В фильме «Элмер Гетри» Ланкастер создал остро сатирический
портрет проходимца,
постоянно меняющего профессии, пока он не становится
проповедником. «В этой роли
Ланкастер превзошел самого себя, показывая разные грани
характера героя, — пишет
киновед Е. Карцева. — Он оборачивайся джентльменом и мошенником,
становился
жестоким и отечески покровительственным, был то безмерно уверен
в себе, то
пребывал на грани отчаяния». Берт Ланкастер удостоился премии
«Оскар».
Победой для него была и следующая роль — бывшего министра
юстиции фашистской
Германии Эрнста Яннинга в фильме Стэнли Крамера «Нюрнбергский
процесс» (1961).
Ланкастеру благодаря его неистощимому темпераменту, яркой
пластической
выразительности удалось создать образ человека незаурядного,
фанатически
убежденного, но в конце концов осознающего чудовищную
преступность дела,
которому он служил...
Следующий герой Ланкастера — Роберт Страуд почти полвека
просидел в тюрьме, и не
только не сломился, но и нашел в себе силы стать крупнейшим
орнитологом. Актер
писал: «Страуд из тех, кто всегда остается самим собой. А это
главное в
человеке». Режиссер «Любителя птиц из Алькатраса» (1962) Дж.
Франкенхаймер
подчеркнул: «Я думаю, что Берт Ланкастер — один из самых
трудолюбивых людей, с
которыми мне приходилось встречаться. Он — подлинный
профессионал, глубоко
вникающий во все, что делает... Когда роль соответствует
характеру его
дарования, никто не может сыграть ее лучше... В «Любителе птиц
из Алькатраса» он
выкладывался до предела. Роль ему нравилась, и, по моему мнению,
он справился с
ней прекрасно, хотя Роберта Страуда ему было гораздо труднее
воплотить на
экране, чем, например, Элмера Гентри».
За роль заключенного Страуда актер был выдвинут на соискание
премии «Оскар». На
этот раз ему предпочли Грегори Пека.
Страуд, сыгранный с большой психологической глубиной,
окончательно вывел
Ланкастера в ряд универсальных исполнителей. Лукино Висконти
пригласил его в
Италию сыграть главную роль в фильме «Леопард» (1962) —
аристократа князя
Салину. Американский актер проник в атмосферу сицилийской жизни
середины XIX
века. Он как бы впитывал в себя эту атмосферу, внимательно
осмотрел все памятные
места Палермо, прочитал множество книг по истории Сицилии и
гарибальдийскому
движению.
У Ланкастера были языковые трудности: он произносил реплики
по-английски, а
партнеры, естественно, отвечали ему по-итальянски. Висконти
совето-
вал. «Не пробивайтесь к князю, пусть он сам придет к вам».
Наконец наступил
такой момент, когда Ланкастер мог сказать; «Это произошло. Я
чувствую, как он
овладевает мною все сильнее с каждым днем».
Пожалуй, ни в одном другом фильме не проявилась так полно
удивительная
пластичность, свойственная этому актеру. Ланкастер создает образ
подлинного
аристократа. Висконти писал: «Князь был очень сложным
характером: временами —
деспотичный, грубый, сильный; временами — романтичный, хороший,
все понимающий;
иногда даже глупый, но всегда загадочный. Все это относится и к
Берту
Ланкастеру. Я думаю, что Берт — самый загадочный человек,
которого я встречал в
своей жизни».
На премьере «Леопарда» в США Ланкастера не было. В это время он
уже снимался в
фильме «Семь дней в мае». А потом, в 1965 году, отправился во
Францию на съемки
«Поезда». Оба фильма поставлены одним режиссером — Джоном
Франкенхаймером. В
антивоенной ленте «Семь дней в мае» им нарисован портрет
американского генерала
Скотта, возглавлявшего заговор против президента США, а в
«Поезде» он простой
французский железнодорожник Лабиш, участник Сопротивления.
В 1968 году Ланкастер был выбран режиссером Френком Перри на
труднейшую роль в
фильме, создававшемся по символико-фантастической новелле Джона
Чивера «Пловец».
Двумя годами позже Берт сыграл Мела Бейкерсфилда в экранизации
нашумевшего
романа Хейли «Аэропорт». Как отмечает Е. Карцева, «Ланкастеру
удалось показать в
своем герое страстную одержимость делом, прячущую под собой
затаенную грусть
человека, под влиянием обстоятельств вынужденного расстаться с
иллюзиями и
надеждами».
В 1974 году Лукино Висконти пригласил Берта Ланкастера в фильм
«Семейный портрет
в интерьере» — последний, который появился на экранах при жизни
режиссера. Актер
на редкость благородно, с тем спокойным человеческим
достоинством, которое так
редко получается на экране, играет роль старого американского
профессора,
живущего в Италии.
Другой крупный итальянский режиссер Бернардо Бертолуччи,
снимавший картину «XX
век», предложил Ланкастеру роль патриарха богатой помещичьей
семьи, человека
выродившегося, впавшего в маразм, почти дегенерата.
Берт лишь изредка говорил о творческих проблемах и далеко не
часто соглашался
предстать перед телевизионными камерами. Он не любил светские
мероприятия, хотя
был настоящей голливудской звездой: получал астрономические
гонорары, часто
снимался, имел непреходящий успех у публики. Ланкастер никогда
не любил
выставлять напоказ свою частную жизнь. Он был суров с прессой. И
не давал ей ни
возможностей, ни оснований рассказывать о себе пикантные
истории.
Между тем его кинокарьера успешно продолжалась. Фильм «Мост
Кассандры» вышел на
экраны в 1976 году. Его финансировал Карло Понти, поставил —
режиссер Джордж
Косматое. Полковник Маккензи — Ланкастер, хотя и
дисциплинированно выполняет
порученное ему бесчестное задание, отнюдь не гордится им и даже
вступает в
конфликт с собственной совестью.
В картине «Пойди, скажи спартанцам» (1978) действие происходит
во Вьетнаме
(режиссер Тед Пост). По оценкам прессы, этот фильм — одно из
наиболее
реалистических произведений о вьетнамской войне.
Настойчивость, с которой Ланкастер в течение долгих лет
разрабатывал ключевую
тему своего творчества — антивоенную, поистине достойна
восхищения и уважения.
В двадцатисерийной телевизионной эпопее «Великая Отечественная»,
пока! занной в
Соединенных Штатах Америки и Советском Союзе в 1979 году, каж|
дый фильм серии
начинается с того, что на экране появляется Берт Ланкастер i
ведет рассказ о
происходящем. Актер считал «для себя честью участие в это&
сериале, может быть,
самой важной работе в своей жизни». Ланкастер не щ сто читает
текст. Он делает
это со всей страстностью честного художника, < мящегося донести
до американского
зрителя всю правду о «неизвестной войн^ на Востоке».
В 1980 году на экраны вышел фильм режиссера Луи Маля
«Атлантик-Сити>| с участием
Ланкастера. Актер был в ударе и снова оказался среди
претенденте/ на «Оскар».
Запоминающейся была и следующая работа в «Шкуре» (1981) Кава|
ни. Ланкастер
создал сложный образ генерала Корма.
Он продолжал играть в кино до 1990 года.
Берт Ланкастер скончался от сердечного приступа осенью 1994 года
в Лос-
Анджелесе. За более чем сорокалетнюю карьеру мастер снялся в
восьмидесяти
фильмах. «Из жизни ушел настоящий гигант кино, — сказал выдающий
американский
актер и близкий друг Ланкастера Кирк Дуглас. — Но имя Берта
никогда не умрет».
«Это был один из лучших киноактеров века», — отметил английский
режиссер Майкл
Уиннер. |