БРАНДО МАРЛОН
(р.1924)
Американский киноактер. Снимался в фильмах: «Трамвай «Желание»,
«Вива, Сапата!»,
«Дикарь», «В порту» (премия «Оскар»), «Погоня», «Кэнди», «Кеймада»,
«Крестный
отец» (премия «Оскар»), «Последнее танго в Париже», «Супермен»,
«Апокалипсис
сегодня», «Дон Жуан де Марко» и др.
Марлон Брандо родился 3 апреля 1924 года в Омахе, штат Небраска,
в семье мелкого
коммивояжера. «В раннем детстве у нас еще бьш нормальный дом:
отец, мать и две
мои сестры, Френсис и Джослин, — рассказывает Брандо. — Я обожал
мать и ее
красоту, обаяние, легкость, с какой она подходила ко всем делам,
и спокойствие,
с которым относилась к мелочам. Однако это продолжалось недолго.
Мать стала чаще
исчезать из дому. Соседи между собой поговаривали, что легче
госпожу Брандо
встретить в баре, чем в церкви или на ферме».
В шестнадцать лет Брандо отдали в Военную академию в Фарибо,
которую он называл
«военно-сумасшедшим домом».
Весной 1943 года Марлон переехал в Нью-Йорк. Ему пришлось
работать лифтером в
супермаркете, официантом, прежде чем поступить в Новое училище
социальных
исследований. Там Брандо впервые прочел Толстого, Достоевского,
Ницше, Канта,
Руссо.
В конце 1943 года Марлон начинает заниматься в Актерской студии
Ли Страс-берга.
Он репетировал Пиранделло, Мольера; увлекся экзистенциализмом.
Непререкаемым
авторитетом стала для него режиссер и педагог Стелла Адлер. «Она
учила по
системе Станиславского, — вспоминает Брандо, — и меня, и
остальных, и возникла
целая диаспора актеров, по стопам которых пошли во всем мире.
Этот стиль
сформирован русскими... Сегодня во всем мире многие копируют
этот стиль. Смешно
— они считают, что имитируют американцев, а на самом деле
имитируют русского —
Станиславского!»
Слава же пришла к нему 3 декабря 1947 года, когда на Бродвее в
«Эттель Барримор
тиэтр» он сыграл роль Стэнли Ковальского в знаменитой драме Тен-
несси Уильямса «Трамвай «Желание». Впоследствии Уильяме
вспоминал: «Роль
Ковальского была первой большой ролью, сыгранной им на сцене,
все остальное — в
кино. На сцене он обладал даром, который я видел только у
Лоретты Тейлор
[исполнительница роли Аманды в «Стеклянном зверинце»], — властью
над зрительным
залом».
В течение двух лет Брандо играл роль Стэнли Ковальского, после
чего уехал на три
месяца в Париж, где наслаждался атмосферой полюбившегося ему
города.
По возвращении в Нью-Йорк Брандо сначала снялся в фильме
«Мужчины» (1950) у
режиссера Фреда Циннемана, затем в экранизации «Трамвай
«Желание» (1951) с
Вивьен Ли в роли Бланш. Знаменитое мужское магнетическое обаяние
актера
проявилось в фильме Элиа Казана во всю мощь.
Критики писали, что Брандо с «абсолютной художественной
легкостью сыграл все
темное и дикое, что было свойственно его герою».
В театре Брандо больше не играл, если не считать его появления в
1953 году на
сцене в пьесе Шоу «Оружие и человек». Его призванием было кино.
В картине «Вива, Сапата!» по сценарию Джона Стейнбека Марлон с
удивительной
достоверностью показал противоречивый характер мексиканского
революционера
Эмилиано Сапаты.
В 1950-е годы на американском экране стали появляться так
называемые «одинокие
бунтари». Брандо сыграл этот тип в своем пятом фильме «Дикарь»
(1953). Его герой
— Джонни, главарь двенадцати «апостолов смерти», молодых людей
на мотоциклах.
Когда картина вышла на экраны страны, майки, джинсы, кепки с
маленьким козырьком
и кожаные куртки стали символом протеста молодежи.
Первый этап творческого пути Брандо был увенчан «Оскаром» за
роль в фильме «В
порту» (1954). Тридцатилетний актер оказался самым молодым из
награжденных за
всю предыдущую историю этого почетного приза. Марлон исполнил
роль молодого
докера Терри Мэллоя, в прошлом боксера, вступающего в борьбу с
гангстером.
Критики отмечали странное свойство актера Брандо: его мужская
сила была
соединена с человеческой хрупкостью, незащищенностью.
Трагическое начало не
отделялось от романтического, только романтизм бьш спрятан,
словно боялся
обнаружить себя.
Гарольд Клермен писал: «Мощью своего таланта Марлон Брандо, по
моему глубокому
убеждению, не уступает ни одному из самых выдающихся английских
актеров наших
дней. Но у нас нет театра, где он мог бы найти применение своему
таланту,
проявить его, как проявил свой талант Лоренс Оливье, благодаря
тому стимулу,
каким была для него возможность сыграть за сравнительно короткий
срок роли в
пьесах Шекспира, Ионеско, Чехова, Стриндберга, Шеридана,
Осборна».
Сам же Брандо считал, что «единственное, ради чего стоит жить —
это любовь».
Пресса долго смаковала его скоротечные романы с Шелли Уинтерс,
Джо-
ан Коллинз, Ритой Морено и другими. Шумная реклама
предшествовала так и не
состоявшемуся браку с француженкой Жози Берже.
11 октября 1957 года на руке Брандо все-таки появилось
обручальное кольцо.
«Индусская красавица» Анна Кашфи очаровала Марлона
романтическими рассказами о
своем детстве, проведенном на берегах Ганга...
Когда же к ним в гости приехал отец Анны Кашфи, актер неожиданно
узнал, что Анна
обычная иранская девушка, никогда не имевшая предков в Индии, и
даже не жившая в
этой стране... Это известие настолько ошеломило Брандо, что он,
несмотря на
рождение сына Кристиана, подал на развод. Суд обязал выплатить
бывшей жене
полмиллиона долларов и выплачивать пособие на содержание
ребенка, оставленного у
матери.
Со второй женой-таитянкой Брандо познакомился на съемках фильма
Май-лстоуна
«Мятеж на «Баунти» (1962). Звали ее Тарита Теринайа. Тарита
родила Марлону сына
Симона и дочь Шейен.
Кинокарьера Брандо складывалась успешно. Он снимался в картинах
исторических
(«Дезире») и современных («Из породы беглецов»); мелодрамах
(«Сай-онара»),
комедиях («Сказочка на ночь»), мюзиклах («Парни и девчонки»). Он
играл немца в
«Молодых львах», японца — в «Чайном домике августовской луны».
В картине «Одноглазые валеты» Марлон дебютировал как режиссер.
Его фильм получил
главный приз на кинофестивале в Сан-Себастьяне-61. Правда,
первый режиссерский
опыт оказался для Брандо и последним. Почему? «О, потому, что
все начиналось
очень рано утром, — объяснял Марлон. — Режиссер вынужден
вставать на заре, как
дикий зверь. А вечером должен организовывать все на завтра.
Слишком много
работы».
В 1960-х годах имя Брандо все чаще начинает появляться в
скандальной хронике.
«Гения мрачного созерцания и независимого упрямства» обвиняли в
том, что у него
скверный и грубый характер, что он ни с кем не может ужиться.
Все это
усугублялось еще и тем, что Марлон Брандо выступал в защиту
негров, индейцев,
поддержал национально-освободительное движение в странах Южной
Америки и Африки.
Его внимание привлекает сценарий фильма Артура Пенна «Погоня»
(1965),
рассказывающий о проблемах, связанных с растущим насилием в США.
Шериф Колдер —
Брандо надолго запомнился зрителям.
Но следующий фильм «Графиня из Гонконга» (1967) Чарли Чаплина
принес
разочарование. Брандо боготворил великого комика, но когда
встретился с ним в
работе, тому было уже 77 лет. «За время съемок я получил
представление о Чаплине
как о безжалостном садисте, подобного которому мне не доводилось
встречать. Это
был самый настоящий эгоистичный тиран и мелочный придира,
который без конца
выговаривал людям за опоздания на съемку и то и дело подгонял их
окриками, чтобы
они работали быстрее», — пишет в своей книге Брандо.
В 1968 году Марлон купил за 20 миллионов долларов атолл Тетиароа
в Тихом океане
— 13 маленьких островков в 45 километрах к северу от Таити.
Брандо объявил свои
владения «зоной охраны редких птиц», начал экспериментировать с
солнечной
энергией, разрабатывал утопические планы развития сельского
хозяйства в
тропиках. Он углубляется в Кафку, Канта, изучает фолианты по
психологии.
Среди почитаемых им режиссеров — Элиа Казан, Бернардо Бертолуччи
и Джино
Понтекорво. В 1968 году Понтекорво снял фильм «Кеймада». Брандо
считает, что это одна из его серьезных работ. Он играет роль
сэра Уильяма
уокера, английского эмиссара, приезжающего на остров Кеймада с
целью поднять его
население на борьбу против португальских властей. По иронии
судьбы, спустя годы,
Уокер вновь оказывается на Кеймаде — на этот раз, чтобы усмирить
«дикарей»,
выступающих против новых колонизаторов.
Фильм прошел с большим успехом и выставлялся на многих
международных
кинофестивалях, в том числе и на Московском.
В 1971 году Брандо получил эпохальную роль Дона Карлеоне в
мафиозной саге
«Крестный отец». На эту роль претендовали другие звезды — Лоренс
Оливье, Джордж
С. Скотт и даже продюсер Карло Понти. Кандидатуру Брандо
предложил автор романа
Марио Пьюзо
Режиссер Фрэнсис Форд Коппола делает пробы на вилле Брандо в
Беверли-Хиллз.
Актер красит волосы гуталином, рисует себе усы и набивает за
щеки бумажные
платки. Перед тем как встать перед камерой Копполы, он говорит
своему отражению
в зеркале: «Это то, что надо: подлая бульдожья морда, а внутри —
теплота». Его
герой — замечательный семьянин и преуспевающий делец, но он
глава мафии и
убийство для этого человека есть не более чем часть бизнеса.
«Поначалу, — говорит режиссер, — я считал Марлона капризным
титаном. Но он
оказался очень простым, прямым человеком. Он легко сходится с
людьми. И ему
нравится, когда говорят «нет», если его предложение неумно».
Премьера «Крестного отца» состоялась в Нью-Йорке 11 марта 1972
года. «Когда я
впервые посмотрел «Крестного отца», то увидел, сколько сделал
ошибок во время
съемок, а спустя годы, посмотрев его по телевидению, решил, что
это хороший
фильм», — говорит Брандо.
Весной 1973 года состоялось вручение премии «Оскар». Брандо
получил приз за
лучшую мужскую роль года. Но вместо лауреата на сцену вышла
индейская женщина
Сашин Литлфезер, облаченная в традиционный наряд своего племени,
и произнесла:
«Марлон Брандо, к сожалению, не может принять присужденную
награду. Это знак
протеста против дискриминации коренного населения этой страны —
индейцев — на
телевидении, в кино, в ходе последних событий в местечке
Вундеа-Ни...»
В зале — свист, улюлюканье, крики возмущения. Так актер в
очередной раз бросил
вызов сложившимся стереотипам общественного мнения.
Он тут же снимается в скандальном фильме «Последнее танго в
Париже» (1972).
Знакомство Брандо с режиссером Бернардо Бертолуччи начинается
довольно-таки
странно. «Первые пятнадцать минут, — вспоминает Бертолуччи, —
Марлон не говорил
ни слова, а только смотрел на меня, потом он захотел, чтобы я
рассказал ему,
каким я его вижу».
В итоге Брандо соглашается на роль, даже не прочитав сценарий.
О чем этот фильм? На этот вопрос Брандо ответил так: «Не знаю —
о жизни и
муках». Актер играет человека, у которого только что покончила с
собой жена. В
поисках квартиры он встречается с незнакомой девушкой — и
вспыхивает чувственная
связь. Бертолуччи просил актера не перевоплощаться в героя, а
наделить его своей
индивидуальностью, своей психологией, своим отношением к
вопросам пола. В роли
француженки снялась Мария Шнайдер.
Фильм имел грандиозный зрительский успех. В Италии же он
попадает в разряд
запрещенных. Это вызывает бурные дискуссии по поводу того, что
считать
порнографией на экране. Один из американских критиков заявил,
что в этом смысле
«Танго» приближает мировое кино к цели, к которой оно стремится
с самого своего
появления, а именно — наиболее полно отражать настоящую жизнь.
Участие в «Крестном отце» и «Последнем танго в Париже» сделали
Брандо богатым
человеком. Теперь он мог позволить себе появляться на экране еще
реже.
Летом 1976 года на Филиппинах режиссер Коппола приступил к
съемкам картины о
войне во Вьетнаме «Апокалипсис сегодня». Сценарий был написан по
роману Джозефа
Конрада «Сердце темноты». Прилетев на съемки, Брандо застал
режиссера в
подавленном состоянии: он поссорился с оператором, не знал, как
выстроить фильм,
считал, что сценарий ужасен. Брандо решил вернуть режиссера к
роману Конрада. В
результате на экране возник герой — полковник Уолтер Куртц,
основавший в
джунглях Вьетнама колонию людей, ненавидящих войну, герой,
символизирующий всю
ирреальность кошмара, который принесла вьетнамская война.
После «Супермена» (1979) Доннера, в котором Брандо исполнил роль
одного из
правителей далекой планеты, актер не снимался в течение девяти
лет. Жил на
Таити, на острове Тетиароа. Гулял, плавал, занимался рыбной
ловлей, играл с
детьми. Пил. Толстел. Алкоголиком не становился. Читал книги по
восточной
философии. «Я многому научился у индейцев, черных, евреев,
впитывал их культуру,
но пульс у меня — американский», — утверждает Брандо.
«Я всегда старался делать свою работу как можно лучше,, но меня
всегда больше
интересовали другие вещи. Я так и не смог решить, что же меня
интересует больше
всего... Я могу 45 минут наблюдать за муравьями, и мне ни на
мгновение не станет
скучно. Жаль, что нельзя иметь десять или пятьдесят жизней,
потому что в мире
столько любопытных вещей».
В 1988 году ему предложили роль адвоката, защищающего негра в
Южной Африке, в
фильме «Сухой белый сезон». Гонорар — 3,3 миллиона долларов плюс
11,3 процента
потиражных. Брандо вылетел на съемки в Лондон. Режиссер ему
показался
«неофитом», и, несмотря на то что в фильме снимался Дональд
Сезер-ленд, Брандо
ничего хорошего от фильма не ждал.
Потом у него была небольшая роль главаря мафии в комедии
«Первокурсник»,
принесшая ему 14 миллионов долларов за три недели съемок. В 1991
году он сыграл
главу испанской инквизиции Торквемаду в картине «Христофор
Колумб: Открытие».
Любовная связь у Марлона почти всегда заканчивалась рождением
ребенка. 13 мая
1989 года на свет появилась Нина — от Кристины Руну,
тридцатилетней служанки,
уроженки Гватемалы. «Никогда бы не поверил, что смогу в таком
возрасте
испытывать такую нежность и привязанность к этому маленькому
созданию...» —
признается Марлон. Кристина родила ему за четыре года трех
младенцев.
Дети приносили Марлону Брандо не только радость, но и боль. В
апреле 1990 года
на его вилле было совершено убийство. Сын от первого брака
Кристиан из пистолета
застрелил любовника 20-летней Шейен, Дага Дролетта. Брандо
тяжело переживал
семейную трагедию и даже хотел навечно уехать в Европу, но
дальше намерений дело
не пошло...
Вместе с Джонни Деппом Марлон работает в картине «Дон Жуан де
Марко» (1995). Они
добились редкого взаимопонимания. Брандо играл психиатра, Депп —
его
подопечного.
Когда Депп перешел в режиссуру, Брандо согласился помочь ему
своим именем и
снялся в фильме «Храбрец» (1997) в одной из ключевых ролей —
Мак-Карти. «Мне
кажется, он невероятно талантливый и очень интересный человек, —
говорит о своем
друге Марлон. — В нем чувствуется величие души».
Брандо продолжает появляться в небольших ролях, получая за это
баснословные
гонорары. При этом он подчеркивает, что актерская игра — это его
работа, способ
жизни. «Я никогда по-настоящему не любил сниматься, но не было
ничего другого,
что давало бы большие деньги за подобное дурачество...»
В свое время Марлон Брандо и Роберт де Ниро получили по «Оскару»
за главные роли
в «Крестном отце». В 2001 году они встретились на съемочной
площадке у режиссера
Фрэнка Оза в фильме «Счет».
Брандо по-прежнему нарасхват. Итальянские продюсеры пригласили
его на роль Папы
Римского, а организаторы съемок «Очень страшное кино-2»
предложили сыграть
священника-экзорсиста, пообещав за четыре дня съемок гонорар в
два миллиона
долларов... |