НОВОСТИ ШОУ-БИЗНЕСА

 
Назад
Домашняя
Вверх
Далее
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                 
   
МОЗЖУХИН ИВАН ИЛЬИЧ
(1889—1939)
Русский актер. С 1920 года работал во Франции. Снимался в фильмах: «Кин»,
«Покойный Матиас Паскаль», «Пиковая дама», «Отец Сергий», «Костер пылающий»,
«Лев моголов», «Казанова» и др.
Иван Ильич Мозжухин родился в Пензе 26 сентября 1889 года в семье богатого
крестьянина-землевладельца Ильи Ивановича Мозжухина. С юных лет у Ивана
проявилось актерское дарование. В любительском спектакле он с успехом играл роль
Хлестакова.
По настоянию родителей Мозжухин в 1906 году поступил на юридический факультет
Московского университета, однако уже после первого курса заключил контракт с
труппой актера и антрепренера П Заречного. Родители умоляли его вернуться в
университет, отец в отчаянии предрек непокорному сыну позднее раскаяние, но Иван
был неумолим. Страсть к сцене пересилила привязанность к отчему дому и родным.
Актерскому мастерству он учился на гастролях, где играл в основном на подмостках
провинциальных театров. На эти же годы пришлось его знакомство с сестрой
Заречного О. Телегиной (по сцене Броницкой) и рождение сына Александра.
В начале 1908 года Мозжухин получил ангажемент в Москве, в труппе Введенского
народного дома, хотя в летнее время он продолжал гастролировать с труппой
Заречного. В начале своей театральной карьеры в столице Мозжухин создавал больше
образы сверстников. Однако молодой актер стремился к сценическому разнообразию,
и в его репертуаре появились характерные роли: неотразимый помещик Бабаев в
комедии Островского, жалкий Базиль в пьесе Вин-никова «Мохноногое». Особым
успехом Мозжухин пользовался в роли графа Кпермона в пьесе Л. Андреева «Король,
закон и свобода», сыгранной в Московском драматическом театре, куда он был
приглашен осенью 1914 года.
В августе 1916 года он еще выступал на одной сцене с такими знаменитостями как
Н. Радин, Е. Полевицкая, М. Блюменталь-Тамарина, И. Дуван-Торцов. Через год Иван
ушел из театра вместе со своей партнершей, а вскоре и женой, актрисой Натальей
Лисенко Он решил связать свою судьбу с кино, в котором Дебютировал в 1909 году
Кинематограф стал для него не просто профессией «Это моя кровь, нервы, надежды,
провалы, волнения.. миллионы крошечных кадриков составляют лен-ту моей души», —
говорил он позже. Наделенный от природы гениальной художественной интуицией,
которая во многом заменяла ему школу, актер сразу ощутил принципиальную разницу
между игрой в кино и в театре Он пытался
распознать законы киноязыка, его «главные творческие принципы», основанные на
«внутренней экспрессии, на гипнозе партнера, на паузе, на волнующих намеках и
психологических недомолвках». «Актеру достаточно искренне, вдохновенно подумать
о том, что он мог бы сказать... загореться во время съемок, — писал Мозжухин, —
и он каждым своим мускулом, вопросом или жалобой одних глаз... откроет с полотна
публике свою душу, и она... поймет его без единого слова, без единой надписи».
Мозжухин начинал свою карьеру в студии А. Ханжонкова. Расцвет его творчества
пришелся на период, когда в кинематографе, по его словам, господствовали
«нервозные, откровенные до жестокости сложные драмы», а центральным персонажем
нередко был герой «с садистски утонченной чувственностью». Именно в такой роли
Мозжухин познал свой первый экранный успех: герой фильма «Жизнь в смерти» (1914)
убивал свою возлюбленную, чтобы набальзамировать труп и сохранить нетленной ее
красоту. Несмотря на явную патологию образа, Мозжухин играл своего персонажа с
подлинным драматизмом и впервые продемонстрировал на экране удивительную
способность плакать «настоящими слезами».
Он обладал богатым актерским диапазоном. Культуру сценического перевоплощения
Мозжухин принес из театра. Уже в первых в фильмах режиссера П. Чардынина «На
бойком месте» (1911) и «Снохач» (1912) явственно проступало его стремление и
вкус к созданию внешнего рисунка роли. Настоящей удачей была роль молодого еврея
Исаака в ленте «Горе Сарры» (1913).
В те же годы Мозжухин создал блестящие по внешней выразительности образы
фантастических и сказочных персонажей в фильмах В. Старевича: Черт в «Ночи перед
Рождеством» (1913), Колдун в «Страшной мести» (1913), Руслан в «Руслане и
Людмиле» (1915). Мастерски работая с гримом, Мозжухин вместе с тем использовал
для перевоплощения не только внешние средства. Для небольшого научно-популярного
фильма «Пьянство и его последствия» он специально изучил медицинскую литературу,
чтобы воспроизвести на экране подлинную картину сумасшествия, наступающего в
результате алкоголизма. Великолепное чувство юмора, врожденное изящество,
легкость, пластичность обеспечивали ему успех и в комедиях.
Особое место в творчестве Мозжухина занимает русская классика. В 1913 году он
снялся у Чардынина в экранизации пушкинского «Домика в Коломне». Благодаря
блистательной игре актера в двойной роли — Гусара и кухарки Мавру-ши — этот
фильм признан одной из лучших ранних экранизаций Пушкина.
Поддавшись патриотическому порыву августовских дней 1914-го, Иван Мозжухин
становится вольноопределяющимся. Тут же появляется серия открыток любимца
публики в военной форме. Но актера подвело здоровье, и он возвращается на
съемочную площадку.
В 1915 году Мозжухин— ярчайшая звезда русского кино. Он уходит от Ханжонкова к
Ермольеву, который предложил ему щедрый гонорар, интересные роли, работу с
«актерским режиссером» Я.А. Протазановым.
«Пиковая дама» (1916) вошла в число шедевров ранней русской киноклассики во
многом благодаря талантливой и серьезной работе Мозжухина. Через два года он
достиг выдающегося успеха в фильме «Отец Сергий» по повести Л. Толстого. Актеру
удалось максимально приблизиться к замыслу писателя и создать весьма сложный
образ, состоящий из трех последовательных перевоплощений: сначала молодой
офицер, затем истерзанный страданиями монах и, наконец, угасающий старик. Роль
князя Касатского в исполнении Мозжухина
и вся картина в целом, по оценке ведущих кинокритиков, причислена к высшим
достижениям мирового экрана.
В артистической натуре Мозжухина, его темпераменте, внешности было щного от
романтического русского актера-трагика. Именно поэтому драматические роли
занимали большое место в его творчестве тех лет: поэт («Нищая», 1916), прокурор
в одноименном фильме, пастор («Сатана ликующий», 1917) и многие другие. Силой
своего таланта Мозжухин поднимал подчас надуманные фальшивые мелодраматические
сюжеты до уровня подлинной человеческой трагедии. Эти роли принесли ему
небывалый успех в кино. На родине Мозжухин снялся более чем в 70 фильмах, прежде
чем в ночь на 3 февраля 1920 года эмигрировать в Константинополь. «Уехала за
границу почти вся кинематографическая фабрика Ермольева: Мозжухин, Протазанов,
Дошаков, управляющий Попов, Вермель и др.», — сообщала газета.
Спустя короткое время вся группа переехала во Францию, в местечко Мон-трей-сюр-
Буа, где обосновалась русская кинофабрика «Товарищество И. Ермольева». Чуть
позже Ермольев и французский бизнесмен русского происхождения А. Каменка
организуют «Сосайт Альбатрос» — студию, с которой неразрывно связан Мозжухин в
1920-е годы.
«Когда я приехал во Францию, — вспоминал актер, — я не верил в себя как в
большого киноактера... На следующий день после приезда в Марсель я пошел
смотреть французский фильм. Это был «Карнавал истин» М.Л. Эрбье... Я понял, что
все мои знания и теории ничего не стоят. В России кино сковано театром, здесь
оно свободно. Я решил переучиваться. Русская манера игры больше недействительна,
и затем в Париже другая публика — ей нужно нравиться».
Мозжухин начал с комедии «Горестные приключения» по собственному сценарию. В
следующем фильме— «Дитя карнавала» (1921) он выступил как сценарист, режиссер,
исполнитель главной роли. Непритязательный комедийный сюжет о подкидыше имел
большой успех у публики и был восторженно принят критикой.
В1922 году в фильме А. Волкова «Дом тайн» актер продемонстрировал французскому
зрителю свою удивительную способность к перевоплощению. В шес-тисерийном
боевике-драме с весьма причудливым сюжетом он создал несколько десятков
разнохарактерных образов.
Однако подлинный триумф пришел к нему в фильме того же Волкова «Кин» по пьесе А.
Дюма, где он сыграл великого романтика английской сцены Эдмунда Кина. В этой
роли воплотился гений двух актеров: личность одного вдохновляла игру другого.
Мозжухин не играл, а растворялся в этом образе. «Тонкий алхимик страсти и
страданий... Иван Великолепный, ослепленный искусством и его сверкающими
видениями, выражает... невыразимое», — писал французский киновед и критик Рене
Жанн.
А вот как оценил мозжухинского Кина поэт А. Вертинский: «Я никогда не забуду
того впечатления, которое оставила во мне его роль. Играл он ее превосходно. И
подходила она ему, как ни одна из ролей. Он точно играл самого себя — свою
жизнь. Да и в действительности он был Кином. Жизнь этого гениального и
беспутного актера до мелочей напоминала его собственную».
Эта роль позволила Мозжухину войти в число звезд мирового экрана и Упрочила его
славу не только в Европе, но и в Америке. Мозжухин хотел создать авторский
фильм, увидеть «идеально выполненной свою мысль». Иван Ильич мечтал об особой,
«кинематографической», литературе. «Подметить у людей их подлинное лицо и
перенести на экран фарс жизни, смешанный с ее
интимной драмой» — такова была его задача, цель, которую он поставил перед
собой, претворил в сценарий, снял и назвал «Костер пылаюший». Будучи не только
автором, но и исполнителем главной роли, Мозжухин создал неординарное
произведение, где сон смешан с явью, а фантазия причудливо переплетается с
реальностью. В приемах режиссуры, стиля, монтажа отчетливо прослеживалось
влияние французского киноавангарда, немецкого экспрессионизма.
У массового зрителя фильм вызвал неоднозначную оценку, но критика отнесла его к
числу киношедевров. Один из признанных лидеров французского кинематографа, Жан
Ренуар, в то время молодой художник-керамист, был настолько потрясен лентой
Мозжухина, что решил бросить свое ремесло и заняться кино.
В 1924 году по сценарию Мозжухина был снят фильм «Лев моголов», где он блистал в
роли раджи Роундгито-Синга. Действие картины развивалось на фоне экзотического
Востока и в Париже, что позволило Мозжухину продемонстрировать свой широкий
актерский диапазон и незаурядные физические данные. Его авторитет был к тому
времени настолько велик, что присутствие режиссера Жана Эпштейна на съемках
практически сводилось к минимуму.
Мозжухин буквально ошеломил французского зрителя, сыграв в экранизации романа Л.
Пиранделло «Покойный Матиас Паскаль» (1925). Он блистательно представил главного
героя в двух ипостасях, изображая два абсолютно разных характера, которые в
финале сливались воедино. «Я впервые доверился искусству немоты, потому что ему
служили два великих артиста: Иван Мозжухин и Марсель Л'Эрбье», — писал
Пиранделло
Уже на склоне жизни, в 1970-е годы, боготворивший русского актера Л'Эрбье
вспоминал- «Мозжухин здесь оказался несравненным, он с блеском переходил от
самой настоящей комедии к высокой патетике драмы. Нужно было обладать подлинным
талантом, чтобы с такой легкостью переходить от одного жанра к другому, от смеха
к слезам. Когда публика увидела его на экране, она не могла не почувствовать его
сходства с двумя актерами — Чарли Чаплином и Джоном Барримором, но речь все
время шла только об одном Иване, гении с двумя лицами».
В 1926 году актер снялся в картине «Михаил Строгов» по роману Жюля Верна Этот
приключенческий фильм имел невероятный зрительский и коммерческий успех, который
был продолжен и закреплен в роли Казановы в одноименном фильме Волкова (1927)
Триумф Мозжухина в этих нашумевших картинах привлек внимание голливудского
продюссера Карла Лемке, который заключил с артистом выгодный контракт.
В 1928 году Мозжухин уехал в Голливуд. Его переезд в Америку был продиктован не
только соображениями материального характера. Страстный поклонник таланта Чарли
Чаплина, Мозжухин с интересом наблюдал за развитием американского кинематографа.
Однако пребывание в Голливуде обернулось горьким разочарованием. Актеру пришлось
перенести пластическую операцию по исправлению «бержераковского» носа, взять
псевдоним Маскин... Но Мозжухин не смог изменить свой внутренний мир. Снявшись в
одном лишь фильме «Капитуляция», не прожив и года, расторгнув выгодные
контракты, Мозжухин вернулся в Европу.
В течение ряда лет он снимался на студии ИРА в Германии. Фильмы «Тайный курьер»,
«Президент», «Адъютант царя», «Белый Дьявол» и другие в какой-то мере были
вариациями на темы прошлых его работ.

Вернувшись в Париж в начале тридцатых, Мозжухин тщетно пытался обрести свой
прежний успех в повторных постановках: «Похождения Казановы», «Дитя карнавала».
Звук стал непреодолимым препятствием для короля немого экрана. Мозжухину мешали
недостаточное знание французского языка, сильный иностранный акцент. Его первый
звуковой фильм под названием «Ничего», в котором он играл небольшую роль и
должен был произнести всего несколько реплик, оказался для него и последним.
Несмотря на явную неудачу, Мозжухин пытался найти выход в режиссуре. «Великий
русский артист Иван Мозжухин собирается снимать говорящий французский фильм», —
под этим броским заголовком газета «Пари-Суар» 22 марта 1936 года поместила
большое интервью с «незабываемым Кином», с «блистательным Казановой».
Но этим планам не суждено было сбыться. Последние годы оказались тяжелым
временем в жизни Ивана Ильича. Широкая натура, Мозжухин относился к деньгам
чрезвычайно легко. По воспоминаниям близко знавшего его А. Вертинского, «целые
банды приятелей и посторонних людей жили и кутили за его счет. В частых кутежах
он платил за всех. Деньги уходили, но приходили новые. Жил он большей частью в
отелях... и был настоящей и неисправимой богемой...» Помимо прочего Мозжухину
приходилось постоянно помогать, практически содержать старшего брата Александра,
талантливого камерного певца с неудавшейся карьерой.
Не складывалась и личная жизнь актера. С актрисой Н. Лисенко, которая на
протяжении многих лет была не только женой, но и партнершей и по праву делила с
ним успех в его лучших фильмах, он расстался в 1927 году. Непрочным оказался и
второй брак со шведкой Агнес Петерсон. Последней подругой стала французская
актриса русского происхождения Таня Федор (Федорова). Переживания последних лет,
вызванные вынужденным творческим простоем, легкомысленное отношение к здоровью
способствовали быстрому развитию болезни. Осенью 1938 года Мозжухин почувствовал
себя плохо. Пребывание в санатории уже ничем не могло ему помочь, и 17 января
1939 года в клинике в Нейи он скончался от скоротечной чахотки. Иван Ильич
Мозжухин похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

 

 

 

 

 

 

 

 

    © 2008
     
Hosted by uCoz